Версия сайта для слабовидящих

13.06.2023

Как помочь ребенку с ОВЗ стать самостоятельным.

   ОЗВ – не повод отказывать ребенку в самостоятельности.

   Важно понимать, что не каждый ребенок с ОВЗ может стать полностью самостоятельным. Серьезными препятствиями станут тяжелая форма ДЦП, (серьезные нарушения опорно-двигательного аппарата), а также глубокая умственная отсталость и расстройство аутистического спектра.  Но это не повод для родителей опускать руки и ничего не предпринимать. Даже если у ребенка тяжелая форма заболевания, важно заниматься его образованием и развитием. Терапия в  любом возрасте дает положительные  результаты, даже если в первые годы жизни ребенок отстает от сверстников.

   Дети с сохранным интеллектом или с умеренной умственной отсталостью способны выйти на самообеспечение (при условии сохранения у них двигательной активности) и самостоятельно обеспечивать свои потребности – в еде, одежде, жилье, других благах, обслуживать себя в быту и распоряжаться деньгами.

   Один из страхов родителей особенных детей – неизвестность будущего. Как ребенок справится без них? Сможет ли жить один? Кто будет ему помогать? Сейчас в России развивается сопровождаемое проживание – когда детям с ОВЗ оказывают поддержку, опекают родственники или посторонние люди, например, социальные работники.

   Ребенок остается несамостоятельным ровно до того момента, пока это выгодно родителям. Часто маме проще самой накормить или одеть ребенка, чем научить его делать это самостоятельно. И это понятно. Ведь первые несколько раз (возможно, десятков раз) всем придется терпеть неудобства.

   Это вредная практика: полностью забирая инициативу, родители подавляют процесс развития, познания ребенка. Известны случаи, когда в период реабилитации педагоги помогали детям выработать определенные навыки (например, умение одеваться), и ребята осваивались. Но стоило детям вновь вернуться в семью, и они не только не демонстрировали  полученные умения, но возвращались к прошлой модели поведения, показывая родителям, что их надо одевать.

   Многие родители дают самим себе «отсрочку» от уроков самостоятельности для ребенка, действуя при этом с позиции жалости не только к ребенку, но и к самим себе.

   Задача родителя – развивать навыки самообслуживания, как у других детей, отдавая себе отчет, что отдельные навыки у ребенка могут не прижиться вовсе, либо эти навыки могут прижиться позже. Эмоции и воля детей с ОВЗ может проявляться несколько иначе, чем у здоровых детей, но она есть, и ее важно учитывать.

   С чего начинать развитие самостоятельности? Для детей с нарушениями интеллектуального развития специалисты рекомендуют проводить поведенческую терапию, поскольку у ребенка могут быть сложности с пониманием и воспроизведением речи.

   Самая сложная задача предстоит родителям, чьи дети имеют нарушения в области умственного развития и нарушения развития опорно-двигательного аппарата. В этом случае на помощь родителям приходят узкие специалисты (педагог-психолог, олигофренопедагог, дефектолог, логопеды, социальный педагог, медицинский персонал, который организует мероприятия лечебно-профилактического характера, дефектолог).   

   Для детей с сохранным интеллектом лучшим методом поддержки будет подбадривание и похвала.


Отдел СПС




Возврат к списку