Версия сайта для слабовидящих

03.04.2023

Если у приемных родителей неоправданные ожидания…

   Принимая ребенка на воспитание, нередко приемные родители не имеют адекватного представления о тех трудностях, с которыми они столкнутся, и о той психологической нагрузке, которую предстоит испытать им и их родным детям. Бывают случаи, когда приемные родители не могут понять причин неадекватного поведения приемных детей. Для ребенка отчуждение от родной семьи начинается не в момент изъятия, а в момент помещения в приемную семью, что и порождает социально-психологические девиации поведения. Дети, пережившие утрату семьи, боятся повторения этого и в новой приемной семье. Неизбежные в этом случае подавленность и чувство вины у ребенка становятся дополнительной нагрузкой для приемных родителей, препятствием, затрудняющим формирование новой привязанности.

   Приемные родители зачастую не знают, как им справляться с трудным поведением приемных детей, при этом может не хватать не только психолого-педагогических знаний, но и душевных сил, выдержки и терпения, что может привести к отказу от принятого в семью ребенка.

   Многие исследователи подчеркивают, что особенности развития психики ребенка не фатальны и могут быть скорректированы в условиях благополучной приемной семьи, в атмосфере любви, признания, стабильности и защищенности. Особая роль принадлежит здесь различным видам помощи, оказываемым приемной семье в ходе ее психолого-педагогического сопровождения.

   Если родители осознают, что ребенок не раздражает их своим несоответствием тому, что они представляли и о чем думали, то воспитательный процесс будет протекать более эффективно, быстрее сформируется привязанность. Любые ожидания мешают тем, что родители начинают рассчитывать окончание периода адаптации на определенный срок, а результат на самом деле может быть не достигнут.

   Первое, что могло бы им помочь – это знание о существовании, так называемых, сенситивных периодов, когда ребенок наиболее податлив к усвоению или формированию определенного навыка. Если один из таких периодов упущен, то более позднее обучение будет происходить гораздо дольше и менее эффективно. В такой ситуации у детей без должной эмоциональной поддержки родителей снижается самооценка и нет положительной динамики в развитии. Этот подвох ожидает тех родителей, у которых уже есть кровные дети. Они никак не могут понять, почему ранее у них все получалось, а теперь ожидания оказались неоправданными. Оторваться от привычных методов воспитания и начать все с чистого листа  им уже сложно. Поиск наиболее эффективных воспитательных стратегий может занять долгое время, если не обратиться к специалистам по сопровождению замещающих семей. Попасть в ловушку неоправданных ожиданий могут любые родители независимо от обстоятельств: был ли у них опыт воспитания детей или не было. Главное, не зацикливаться на своих представлениях, убеждениях и имеющемся опыте, а с новыми силами с помощью специалистов открывать и обнаруживать нечто совершенно новое в подходах к воспитанию подопечных.






Возврат к списку