Версия сайта для слабовидящих

06.12.2022

Фаббинг: особености аддиктивного поведения детей и молодежи

     

    Зависимость от смартфонов и интернета охватывает все больше детей и молодежи. Как свидетельствуют эксперты— врачи, психологи, педагоги, в поведении интернет- и смартфоно-зависимых молодых людей проявляются те же симптомы, что и в поведении химически зависимых людей, со схожими факторами риска и последствиями. Жертвами подобных увлечений чаще становятся импульсивные подростки с высокой тревожностью и низкой самооценкой. Очевидны широкие возможности, которые предоставляют смартфоны и о которых пишут ученые : они обеспечивают и обслуживают коммуникации (интернет, почту, социальные сети), игры (приключения, казино, «экшен»), мультимедиа (графику, медиаплееры), так называемую результативную повседневность (календарь, калькулятор, «напоминалки»), путешествия (карты, переводчики, гиды), утилиты (диспетчер задач, диспетчер звонков). В то же время следует иметь в виду и негативное влияние смартфонов на здоровье, психику и поведение людей. Одной из новых проблем коммуникации и социализации, на первый взгляд кажущейся менее опасной, чем сосредоточенность на смартфоне пешехода или водителя, становится фаббинг, суть которого состоит в игнорировании собеседника при отвлечении на общение посредством мобильного телефона. Термин «фаббинг» (phubbing) представляет собой сочетание английских слов «телефон» (phone) и «пренебрежительное отношение» (snubbing). Фаббинг характеризуется невербальной реакцией между беседующими людьми, связанной с отвлечением на свой мобильный телефон и потерей зрительного контакта и интереса к своему собеседнику. 

        В такой диаде взаимодействующих людей ролевая структура определяется следующим образом: человек, которого игнорируют (жертва фаббинга), обозначается как «фабби» (phubbee), а тот, кто осуществляет фаббинг,— как «фаббер» (phubber). Мощной детерминантой фаббинга считается интернет-зависимость как постоянное неконтролируемое компульсивное поведение, проникающее во все сферы жизни . Люди проводят в онлайн-среде все больше времени, общаясь и социализируясь, играя и развлекаясь, совершая покупки , удовлетворяя свои желания. Поколение постмиллениалов (поколение Z ) еще больше подвержено риску стать интернет-зависимыми с самого раннего возраста. Фаббинг становится практически нормой поведения в молодежной среде и при этом он ведет к негативным последствиям в межличностном взаимодействии, обедняет его содержание и качество. Коммуникаторы испытывают меньшее удовлетворение от общения и взаимодействия, меньше доверяют партнеру при таком общении, чувствуют себя менее близкими людьми, испытывают ревность и спад настроения. Когда люди используют мобильный телефон во время социальных контактов, они также могут участвовать во взаимодействии с другими собеседниками, находящимися вне их непосредственной офлайновой социальной среды. Человека, читающего газету во время общения, можно сравнить с визави, использующим смартфон. Первая ситуация воспринимается как более грубое отчуждение. При этом собеседник, одновременно общающийся с кем-либо еще через смартфон, воспринимает присутствие своего отсутствующего друга таким же интересным и значимым, как присутствующего.  Отмечается сложившийся социальный парадокс: с одной стороны, у людей есть постоянное желание лично общаться с себе подобными, с другой стороны, проводя с кем-либо время в зрительном контакте, они мысленно отсутствуют, общаясь с кем-то еще посредством коммуникационных технологий. С. Плант называет это слиянием физического и виртуального в одном моменте и в одном месте . Один из собеседников может вызвать чувство неприятия у другого в силу того, что фаббинг-поведение первого будет восприниматься как грубое и неуважительное. Cчитается, что использование мобильного телефона во время общения «лицом к лицу» создает ситуацию социального отсутствия в пространстве коммуникации.  Назвали этот феномен отсутствующим присутствием, когда пользователи мобильных телефонов физически находятся в социальном общении лицом к лицу, но в их психическом периферийном пространстве, совмещенном с электронным девайсом, оказывается кто-то еще. Даже присутствие мобильного телефона в поле зрения собеседников снижает качество коммуникации и близость в общении. 

   Личностные предпосылки интернет-зависимости и фаббинга активно изучаются.   Как показал обзор  источников по теме фаббинга, зависимость молодежи от смартфонов имеет нарастающую тенденцию, хотя люди всех возрастных групп все больше внимания своим электронным гаджетам в ущерб человеческому общению. В проведенном эмпирическом исследовании российской молодежи были выявлены проявления фаббинг-поведения, причем респонденты в большинстве своем отрицают их у себя и замечают у других. Также удалось зафиксировать половозрастные различия в степени зависимости от гаджетов у молодежи: девушки оказались более зависимыми от смартфонов, чем юноши, а более старшие представители молодежи в меньшей степени зависимы от мобильных телефонов, чем более юные. Кроме того, выявлена высокозначимая связь фаббинг-поведения с неуверенностью в себе и потребностью в эмоциональной опоре и одобрении. Учитывая парадокс, связанный с тем, что фаббинг-поведение негативно влияет на качество общения, а эмоционально обедненное, невключенное общение вызывает тревогу, неуверенность в себе, защитную агрессию, которые усиливают фаббинг-поведение, следует в учебном и воспитательном процессе подростков и молодежи предлагать способы снятия такого «замкнутого круга» взаимоотношений между людьми.


АЛГОРИТМ ДЕЙСТВИЙ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ПРИ ПРОЯВЛЕНИИ ЛЮБОЙ ЗАВИСИМОСТИ У РЕБЕНКА (интернет и гаджеты, употребление запрещенных веществ и т.д.).


- Начать спрашивать что ему интересно в играх или интернете, проявить свой интерес,  чтобы быть на "одной волне" с ребенком  и предложить перейти из виртуального мира в реальный.

(Ребенок должен поверить, что он интересен родителям и мир его поколения понятен взрослым.)

- Входить в положение ребенка и принимать, встречать его каким он есть, выслушивать. Если есть проблема, разделить и спросить, чем могу помочь(особенно в период возрастного кризиса).

- Не сравнивать с собой или с другими детьми. Не заставлять заниматься тем, чем родители сами занимались, но не реализовались!

- Первая реакция на раздражение должна быть вынесена из диалога. И, только успокоившись, начать совместно выяснять, почему так вышло или может произойти. Если идет сопротивление и ребенок замыкается, то задать вопрос: "Кому ты сможешь доверять: если не мне, то кому..?"

- Заменить воспитательную часть на поддержку. Начать жить его жизнью и стараться во время общения находиться на одном уровне с ребенком.

- Постараться поместить ребенка в группу более зрелых детей по морально-этическим качествам, но с такими же устремлениями, чтобы он был заинтересован в общении с ними.




Возврат к списку