Версия сайта для слабовидящих

30.10.2022

ФОРМИРОВАНИЕ МОТИВАЦИИ У ДЕТЕЙ

   1024x683_0xac120003_17644803801597369875.jpeg

Мотивация – это совокупность внутренних и внешних движущих сил, которые побуждают ребенка или взрослого человека к деятельности. Мотивация придает деятельности направленность, которая ориентирована на достижение результата. Основная цель мотивации детей дошкольного возраста – сформировать у них интерес к занятию, делу или какой-нибудь деятельности, создать условия вовлеченности в процесс.

У старших дошкольников ведущим мотивом деятельности становится достижение успеха.

Выглядит это так:

 

я стараюсь → у меня получается → я стараюсь еще больше

 

В возрасте от 5 до 7 лет наиболее действенным в формировании мотивации является поощрение. Схема работает так:

 

я стараюсь → у меня получается → меня похвалили → я стараюсь

 

Получение похвалы или высокой оценки достигает своего пика в младшем школьном возрасте (от 7 до 11лет), так как ведущей деятельностью становится учебная, которая вытесняет собой сюжетно-ролевую игру. Ради высокой оценки младшие школьники готовы выполнить любую работу, то есть схема остается прежней:

 

я стараюсь → у меня получается → меня высоко оценили → я стараюсь

 

Чем старше ребенок, тем сложнее работает его мотивационная сфера. Появляются внутренние мотивы, которые начинает превалировать над внешними.

В подростковом возрасте (от 11 до 18 лет) становится очень важным удовлетворить свою потребность в самореализации, самоутвердиться в собственных глазах, поднять самооценку. И схема усложняется:

 

я стараюсь → у меня получается → я сам высоко себя оцениваю → я стараюсь

 

Если обращать внимание на потребности ребенка и правильно интегрировать их в повседневную жизнь, никаких проблем с формированием мотивации не будет.

 

 

[i] Н. А. Ягодкин, Г. В. Годун, А. Н. Згода, И. Г. Чередов Энциклопедия детской мотивации/ Ягодкин Н. А.;- СПБ.: Любавич, 2019. — 312 с

 схема мотивации.jpg

Как определить, насколько сильна мотивация ребенка? Лучший способ определить степень мотивации ребенка это обратить внимание на его эмоциональное состояние. Мотивированный ребенок доволен результатами своей работы и получает удовольствие от ее выполнения. И наоборот, немотивированный ребенок выглядит скучным, тихим и замкнутым. Он ни к чему не проявляет интереса и постоянно жалуется.

 

 

Почему теряется мотивация:

 

 

 схема 2.jpg

ЧТО НУЖНО ДЕЛАТЬ РОДИТЕЛЯМ, ЧТОБЫ МОТИВАЦИЯ РАБОТАЛА

 

 

Безусловно, замотивировать ребенка на выполнение какой-либо работы часто бывает трудно. В этом могут помочь несложные способы.

 

1. Доверительные отношения. Ребенок в этом случае может поделиться своими проблемами и сомнениями.

2. Совместная деятельность. Делая что-то вместе, можно подсказать, как сделать проще, интереснее, можно незаметно сделать ту часть работы, которая у ребенка не получается.

3. Поощрение и одобрение. Хвалите ребенка за любые достижения, это отличный способ мотивации. Однако, все должно быть в меру. Чрезмерная похвала тоже не принесет ребенку пользы. Осторожно надо быть с материальным поощрением, главное не переборщить, иначе ребенок привыкнет к тому, что любая его деятельность оплачивается.

4. Разделяйте интересы ребенка. Спрашивайте и говорите с ним о том, что ему интересно. Предлагайте различные задания, выполнение которых способствует его развитию. Успешное выполнение одного задания подталкивает ребенка к выполнению другого.

5. Правильно организованный режим дня. У ребенка должно быть достаточно времени на уроки, отдых и развлечения. Составляйте план дня вместе с ребенком! Даже во время выходных и каникул необходимо не забывать о режиме дня и выполнении различных заданий.

6. Старайтесь правильно оценивать знания и достижения ребёнка. Никогда не сравнивайте его с другими детьми из класса или детьми родственников и знакомых (из-за этого самооценка значительно снижается и ребенок перестает верить в свои силы).




[i] https://www.ya-roditel.ru - Детская мотивация: как работает и откуда берется?




Возврат к списку