Мотивация – это совокупность внутренних и внешних движущих сил, которые побуждают ребенка или взрослого человека к деятельности. Мотивация придает деятельности направленность, которая ориентирована на достижение результата. Основная цель мотивации детей дошкольного возраста – сформировать у них интерес к занятию, делу или какой-нибудь деятельности, создать условия вовлеченности в процесс.
У старших дошкольников ведущим мотивом деятельности становится достижение успеха.
Выглядит это так:
я стараюсь → у меня получается → я стараюсь еще больше
В возрасте от 5 до 7 лет наиболее действенным в формировании мотивации является поощрение. Схема работает так:
я стараюсь → у меня получается → меня похвалили → я стараюсь
Получение похвалы или высокой оценки достигает своего пика в младшем школьном возрасте (от 7 до 11лет), так как ведущей деятельностью становится учебная, которая вытесняет собой сюжетно-ролевую игру. Ради высокой оценки младшие школьники готовы выполнить любую работу, то есть схема остается прежней:
я стараюсь → у меня получается → меня высоко оценили → я стараюсь
Чем старше ребенок, тем сложнее работает его мотивационная сфера. Появляются внутренние мотивы, которые начинает превалировать над внешними.
В подростковом возрасте (от 11 до 18 лет) становится очень важным удовлетворить свою потребность в самореализации, самоутвердиться в собственных глазах, поднять самооценку. И схема усложняется:
я стараюсь → у меня получается → я сам высоко себя оцениваю → я стараюсь
Если обращать внимание на потребности ребенка и правильно интегрировать их в повседневную жизнь, никаких проблем с формированием мотивации не будет.
[i] Н. А. Ягодкин, Г. В. Годун, А. Н. Згода, И. Г. Чередов Энциклопедия детской мотивации/ Ягодкин Н. А.;- СПБ.: Любавич, 2019. — 312 с
Как определить, насколько сильна мотивация ребенка? Лучший способ определить степень мотивации ребенка это обратить внимание на его эмоциональное состояние. Мотивированный ребенок доволен результатами своей работы и получает удовольствие от ее выполнения. И наоборот, немотивированный ребенок выглядит скучным, тихим и замкнутым. Он ни к чему не проявляет интереса и постоянно жалуется.
Почему теряется мотивация:
ЧТО НУЖНО ДЕЛАТЬ РОДИТЕЛЯМ, ЧТОБЫ МОТИВАЦИЯ РАБОТАЛА
Безусловно, замотивировать ребенка на выполнение какой-либо работы часто бывает трудно. В этом могут помочь несложные способы.
1. Доверительные отношения. Ребенок в этом случае может поделиться своими проблемами и сомнениями.
2. Совместная деятельность. Делая что-то вместе, можно подсказать, как сделать проще, интереснее, можно незаметно сделать ту часть работы, которая у ребенка не получается.
3. Поощрение и одобрение. Хвалите ребенка за любые достижения, это отличный способ мотивации. Однако, все должно быть в меру. Чрезмерная похвала тоже не принесет ребенку пользы. Осторожно надо быть с материальным поощрением, главное не переборщить, иначе ребенок привыкнет к тому, что любая его деятельность оплачивается.
4. Разделяйте интересы ребенка. Спрашивайте и говорите с ним о том, что ему интересно. Предлагайте различные задания, выполнение которых способствует его развитию. Успешное выполнение одного задания подталкивает ребенка к выполнению другого.
5. Правильно организованный режим дня. У ребенка должно быть достаточно времени на уроки, отдых и развлечения. Составляйте план дня вместе с ребенком! Даже во время выходных и каникул необходимо не забывать о режиме дня и выполнении различных заданий.
6. Старайтесь правильно оценивать знания и достижения ребёнка. Никогда не сравнивайте его с другими детьми из класса или детьми родственников и знакомых (из-за этого самооценка значительно снижается и ребенок перестает верить в свои силы).
[i] https://www.ya-roditel.ru - Детская мотивация: как работает и откуда берется?