Версия сайта для слабовидящих

17.09.2022

Правила безопасного поведения, которым стоит научить ребенка

podrostok-voruet-dengi-01 копия.jpg

Очень часто родители переживают, что их ребенка обижают или могут обидеть другие дети, и задаются вопросом: "Как научить ребенка постоять за себя?". Взрослые не могут подстелить соломку на каждый детский шаг, однако в их силах научить его действовать уверенно и сохранять выдержку. Рассмотрим несколько правил, усвоив которые, ребенок сможет обезопасить себя в трудной ситуации.

 

вверх копия.jpg

1. Демонстрировать уверенное поведение.

Часто робкие, застенчивые дети транслируют невербальные признаки неуверенности в себе: голова опущена, смотрят в пол, спина сгорблена, скрещивают руки или прячут их в карманах, говорят тихо и сбивчиво. Такое поведение может привлекать детей, склонных нарушать чужие границы, проявлять агрессию, самоутверждаться за счет других. Если ребенок часто задирается, обзывается, лезет в драку или чрезмерно хвастается – это другая полярность проявления той же неуверенности.

На собственном примере учите ребенка веселому дружелюбному общению. Расскажите о внешних проявлениях уверенности в себе: голова поднята, взгляд прямой, спокойный, прямая спина, плечи расправлены, твердая походка широким шагом. Предложите ребенку в игровой форме продемонстрировать уверенное поведение, регулярно тренируйте этот навык.

 

игнорирование копия.jpg

2. Безопасно реагировать на словесные провокации.

Учите ребенка спокойно и уверенно реагировать на словесные провокации других детей. Расскажите, что дети, которые обижают или запугивают других, обычно ждут негативную реакцию: ответную злость, проявление обиды, плач и т.д. Если они не получают этого, у них, как правило, пропадает интерес.

В спокойной обстановке тренируйте ребенка использовать следующие приемы:

ü Игнорирование. Расскажите ребенку, что слова не убивают людей. Да, они бывают неприятные, грубые и обидные. И такие слова можно выбрасывать как мусор в корзину. Пофантазируйте с ребенком, как может выглядеть эта мусорная корзина. Можно придумать любой образ. Например, воображаемая корзина может втягивать грубость через трубочку как сок или набрасываться на слово-обзывалку словно пантера. Также можно предложить ребенку представлять, будто он защищен сверхпрочным костюмом супергероя, и обидное слово отскакивает от него как резиновый мяч.

Игнорирование помогает на начальном этапе, когда хулиган пытается понять, отвечает ли ребенок на провокацию.

ü Покинуть неприятную ситуацию. Например, когда кто-то обзывается или пытается затеять драку, можно молча или пожелав: "Хорошего дня!", уйти от хулигана.

ü Обозначить уверенность в собственной позиции. Спокойно, глядя в глаза, ответить одной из фраз: "И что?", "Мне все равно, что ты обо мне думаешь", "Я знаю, что со мной все "Ок", "Так что ты хотел этим сказать?".

ü Юмор. Придумайте вместе с ребенком остроумные ответы, которые вызовут недоумение у хулигана.

Например:

– Ты жирный!

– Зато я мягкий. Хочешь меня потрогать?

 

– Ты жирный!

– Моя мама очень вкусно готовит. Приходи в гости на обед.

 

– Слепошара!

– А что, если я надену очки? Они выглядят очень стильно.

 

Универсальные ответы:

– Надеюсь, ты просто стараешься выглядеть хуже, чем есть на самом деле.

– Спасибо за совет, но тебе он нужнее.

 

конфликт копия.jpg

 

3. Говорить о том, что не нравится. Останавливать нарушение личных границ.

Взрослые люди или дети могут не знать, что нравится вашему ребенку, а что нет, до тех пор, пока он сам не скажет об этом. Научите ребенка смело и без стеснения говорить об этом окружающим. Чтобы ребенок мог свободно говорить, о том, что не нравится, у него должен быть подобный позитивный опыт во взаимоотношениях с родителями, а именно: возможность не соглашаться с вами и выражать собственное мнение, не сталкиваясь при этом с обесцениванием, критикой, обидой или бойкотом с вашей стороны. Важно дать ребенку понять, что у него всегда есть выбор, и если ему что-то не нравится, он любому человеку может сказать "нет", "прекрати", "стоп", "это больно (неприятно)" и т.д.

Научите ребенка дошкольного или младшего школьного возраста правилу "Стоп". Если к нему кто-то пристает, делает что-то неприятное или когда ему страшно, нужно вытянуть руки вперед, выставить ладони, громко и уверенно крикнуть "Стоп!" и покинуть место, представляющее угрозу. Если хулиган преследует ребенка, следует обязательно обратиться за помощью к взрослому.

 

 


4. Обращаться за помощью к взрослым. Быть настойчивым, если это касается безопасности.

Объясните, что взрослые знают больше, чем дети, поэтому могут позаботиться об их безопасности, оказать помощь в сложной ситуации. Расскажите, к кому из взрослых можно обратиться.

Если опасная ситуация произошла:

-        дома, когда ребенок один: следует позвонить родителю или обратиться к соседям;

-        в школе можно обратиться к учителю, вахтеру, директору;

-        на улице: лучше забежать в любое здание, где находятся взрослые, например, магазин, и попросить о помощи;

-        в торговом центре: можно обратиться к охраннику;

-        в транспорте: можно попросить о помощи у водителя.

Акцентируйте внимание ребенка на том, чтобы он отбросил стеснение и, если нужно, был настойчив. Если взрослые не реагируют на его обращение, то необходимо сказать им, что это касается его безопасности и что ему нужно поговорить прямо сейчас.

предупредил взрослого.jpg

5. Предупреждать взрослых о самостоятельных действиях.

Если подросший ребенок находится дома один или отправился куда-то в составе детского коллектива под присмотром учителя, вожатого или кого-то еще, научите ребенка предупреждать о своих намерениях, для этого необходимо:

– подойти к взрослому, кто в настоящее время несет ответственность за его безопасность, или позвонить ему;

– предупредить о своих намерениях (что хочет сделать, куда пойти и т.д.);

– получить одобрение.

Объясните ребенку, что это позволит взрослому оценить ситуацию и решить, безопасная она или нет. После одобрения ребенок может действовать самостоятельно.

Это правило касается многих ситуаций: ребенок хочет пойти в гости к кому-то впервые, гулять далеко от дома, поехать куда-то на транспорте по новому маршруту, отправиться на речку, поехать с кем-то, кого плохо знает, на машине и т.д.

 

6. Жизнь и здоровье ребенка ценнее, чем любая вещь.

ребенок важнее копия.jpg

Хулигана может привлечь какая-то вещь ребенка: телефон, рюкзак, деньги, велосипед и т.п. Все это может отобрать ровесник, ребенок постарше, а то и взрослый человек. Ребенок в силу возраста не способен объективно оценить собственные силы и может оказать сопротивление, что может представлять угрозу его здоровью или жизни.

Важно поговорить с ребенком и объяснить, что его жизнь и здоровье всегда важнее, чем самая ценная вещь на свете. Не только говорить, но и подтверждать это поступками.

 

драка не выход копия.jpg

7. Драка – не самый лучший выход.

Иногда случаются ситуации, когда один ребенок ведет себя агрессивно по отношению к другому: может специально толкнуть или отобрать какую-то вещь, провоцируя конфликт. Каким бы сильным ни был первый порыв "дать сдачи", драка не приведет к решению проблемы. Научите ребенка сначала пробовать уладить конфликт путем разговора. Посоветуйте ему без агрессии, в максимально спокойной форме высказать обидчику, что именно не нравится в его поведении, попросить вернуть вещь обратно. Если выяснить отношения словесным способом не удается и дело принимает нешуточный оборот, посоветуйте ребенку отойти в сторону и обратиться за помощью к взрослому.

Уверенность в себе и знание перечисленных правил – лучшие средства, которые помогут ребенку обезопасить себя в любой ситуации. Научить им – первостепенная задача заботливого родителя.

 

Педагог-психолог ОПСС                                                               Марина Волкова


Возврат к списку