Версия сайта для слабовидящих

27.07.2022

Возврату и обмену не подлежит. Как принять ребёнка навсегда

ВОЗВРАТУ И ОБМЕНУ НЕ ПОДЛЕЖИТ. КАК ПРИНЯТЬ РЕБЁНКА НАВСЕГДА?

В современном мире российской действительности существует проблема вторичного сиротства и роста числа детей, возвращённых приёмными родителями в детский дом.

ОКАЗЫВАЕТСЯ, ОТ ПРИЁМНОГО РЕБЁНКА ЛЕГКО ОТКАЗАТЬСЯ!

Редкий человек не понимает всю катастрофичность последствий отказа для самого ребёнка. И, тем не менее, к такому положению дел толерантно общество: ну что ж, бывает…, не учли все риски, не разобрались в себе, ребёнок не оправдал ожидания, нет с ним взаимопонимания и т.д.

В таких случаях вертится на языке вопрос: "Своего отдадите в детский дом из-за отсутствия взаимопонимания?". Ответ очевиден – "Нет!". Такой сценарий возможен только для человека с провальным социальным статусом. А к кандидатам в замещающие родители сегодня достаточно высокие требования! Тогда почему так просто отдать приёмного и недопустимо своего?

Я не случайно сейчас употребила слово "своего". Именно поэтому и недопустимо. К своему ребёнку у родителя формируется привязанность. Конечно, происходит это естественным образом, под влиянием биологических факторов. А вот с чужим ребёнком над формированием привязанности надо ох как потрудиться! Но это стоит того, привязанность – один из краеугольных камней крепкой семьи.

Если профессиональную компетентность в области воспитания и развития детей можно сформировать и развить чтением специальной литературы, получением информации и опыта в родительских сообществах, то родительский ресурс, устойчивость к негативным воздействиям можно укрепить, преодолев трудности в формировании чувства привязанности приёмных родителей к ребёнку и ребёнка к замещающей семье.

Практически всегда слово "привязанность" ассоциируется с классической теорией привязанности, основателем которой является британский психоаналитик Джон Боулби. Я же вас хочу познакомить с другой теорией привязанности, с теорией многоуровневой привязанности Гордона Ньюфелда. В 1999 году канадский психотерапевт доктор Гордон Ньюфелд (GordonNeufeld) представил свою теорию, в которой он рассматривает привязанность не только, как стремление ребёнка быть физически рядом с заботящимся о нём взрослом, но как любое стремление к контакту и близости: физическому, эмоциональному, психологическому. Стремление к привязанности – это базовая потребность человека, она первична и является даже более приоритетной, чем пища. Психотерапевт длительное время изучал взаимоотношения разных поколений. Итогом наблюдений стала интересная книга "Не упускайте своих детей".

Итак, как сформировать привязанность с нашим ребёнком – ребёнком, пришедшим в семью, или, в нашем случае, как принять ребёнка навсегда?

Гордон Ньюфелд выделил шесть ступеней формирования привязанности, последовательно сменяющих и взаимодополняющих друг друга в условиях благоприятной семейной обстановки в раннем и дошкольном возрасте.

1.                 Привязанность через ощущения

Новорождённый должен постоянно взаимодействовать с тем, кто проявляет о нём заботу. Прежде всего, это любимая мамочка. В период новорождённости привязанность возникает благодаря ласковым прикосновениям, грудному кормлению, ношению на ручках.

Малышу важно ощущать материнский запах, слышать звук её голоса, рассматривать её лицо. Если эти врождённые инстинкты не удовлетворяются, младенец выражает тревогу громким плачем. Стремление к тесному общению с близкими людьми остаётся с человеком надолго, даже если по каким-либо причинам пропадают другие уровни психологической зависимости.

2.                 Желание походить на родителей

У годовалых карапузов проявляется второй уровень привязанности – стремление к похожести. Малыш подсознательно ощущает, что стать ближе к взрослым можно, если стараться походить на них. Теперь ребёнок стремится подражать маме и папе: ведёт себя так же, даже в интонациях и привычках.

3.                 Чувство принадлежности и преданности

К трём годам малыши начинают считать родных людей собственностью. Для них привязанность – это владеть теми, кого они любят, и принадлежать тому, кто ухаживает за ними. В детском словаре фигурируют такие выражения, как "моя киса", "моя мама", "мой папа".

Так кроха не только предъявляет права на владение ими, но и заявляет, что привязан к ним, любит их. Преданность же в данном случае означает готовность малыша быть послушным, сохранять своеобразную верность дорогому для него человеку.

4.                 Желание собственной значимости

В четыре года ребёнок стремится почувствовать себя нужным маме и папе, показать свою значимость. Вот почему в этом возрастном периоде дети становятся особенно чувствительными к недовольству взрослых и пробуют любыми способами заслужить родительское одобрение. Теперь малыш более мягок, покладист, и пытается вести себя по озвученным правилам.

5.                 Эмоциональная близость

Если в семье сохраняются близкие отношения, то на пятом году жизни малыш "влюбляется" в родителей. Прежде малыши говорили, что "любят мамочку", копируя фразы других людей. Сейчас же они по-настоящему привязаны к маме и папе, отдают им свою любовь.

Эта стадия привязанности уже настолько совершенна, что ребёнок без особых проблем расстаётся со взрослыми на длительный срок. Ему уже не так принципиально обязательное нахождение рядом мамы или папы, чтобы сохранить к ним тёплые чувства.

6.                 Стремление быть познанным

Гордон Ньюфелд назвал самый высокий уровень привязанности психологической близостью. Шестилетний ребёнок хочет поделиться с близкими людьми тем, что он ощущает, о чём думает, рассказать о своих неурядицах и радостях. Проще говоря, дети посвящают родного человека в свои самые сокровенные тайны.

Подобное доверие не оставляет места недосказанности и проблемам в семье. Однако автор теории отмечает, что современный ребёнок во многом остаётся непонятым. Отсюда и стремление родителей изучать книги по воспитанию, в которых, к сожалению, раскрываются лишь методы манипуляции детьми.

Итак, привязанность – это то, в чём нуждаются дети, поскольку именно она даёт им ощущение безопасности. Если эта потребность не удовлетворяется, малыш не сможет развиваться гармонично.

Психологическая связь – необходимое условие трансформации ребёнка из зависимого существа в зрелую самодостаточную личность.

Неважно, в каком возрасте в приёмную семью пришёл ребёнок. Важно пройти все стадии формирования привязанности.

Последовательное освоение шести уровней привязанности значительно упрощает воспитательный процесс. Теперь он не требует от мам и пап дополнительных усилий и чрезмерного напряжения. Ньюфелд в своей книге раскрывает секрет: имеет значение не то, что делает родитель, а то, кем он является для ребёнка.

Если ребёнок чувствует привязанность к близким родственникам, то:

·                     он охотно их слушается;

·                     он доверяет свои тайны и мысли;

·                     он перенимает их образ жизни, мораль, нравственные принципы и ценности;

·                     исключена даже вероятность обмана.

Как укреплять привязанность?

Автор теории призывает взрослых установить с детьми прочную эмоциональную связь. Это важно не только для более лёгкого воспитания, но и для создания по-настоящему крепких детско-родительских отношений.

Перечислим несколько конкретных рекомендаций Ньюфелда.

1.                 Общайтесь благожелательно. Не следует уделять ребёнку внимание только лишь с целью запретить, раскритиковать и одёрнуть его. Самое главное для родителей – не руководить детским поведением, а создать тёплые отношения. Особое внимание нужно уделять восстановлению контакта после разлуки (уроки в школе, ваша работа, ссора). Большое значение в этом имеют приветствия, включающие взгляды, мимику и поглаживание по плечу.

2.                 Проявляйте искренний интерес к ребёнку. Очень важно показать, что он вам необходим, вы ему рады и любите его таким, какой он есть. Это можно сделать как с помощью объятий, так и через совместные занятия, игры, общение на интересующие ребёнка темы. Самое главное – показать искреннюю заинтересованность.

3.                 Не спешите к автономности ребёнка. Гордон Ньюфелд выступает категорически против преждевременного обучения ребёнка независимости. По мнению автора:

·                     если ребёнок выступает против зависимости от родителей, значит, он пытается избавиться от привязанности к ним;

·                     детскую самостоятельность нельзя ускорить, она придёт в подходящее время;

·                     стремление к независимости возникает у ребёнка тогда, когда его потребность в зависимости целиком удовлетворена;

·                     если ребёнок не зависит от родителей, он удовлетворит свою привязанность на стороне.

Поощрять зависимость у детей можно через знакомство с окружающим миром, обучение новым навыкам, заботу и помощь.

4.                 Откажитесь от разделяющей дисциплины.

Автор выступает против новомодного увлечения родителей дисциплинарными методами, которые устанавливают границу между ребёнком и родителями. Тайм-аут, стояние в углу, угрозы отдать малыша Бабайке, Бабе-Яге, игнорирование – лишь некоторые примеры неконструктивных воспитательных приёмов, которые только мешают привязанности.

Восстановление привязанности – прямая дорога к психологической близости с ребёнком, которая поможет ребёнку стать независимой и яркой личностью, идентифицирующейся с семьёй. Принимающей семьёй.

 

Источник: http://detki-pogodki.ru/teoriya-shesti-urovnej-privyazannosti-gordona-nyufelda.html

 

Автор: Виноградова Светлана Анатольевна, методист отдела по подбору, подготовке и сопровождению замещающих семей

 


Возврат к списку