Версия сайта для слабовидящих

18.01.2022

Развиваем самостоятельность школьников при подготовке домашнего задания

картинка.png

Выполнение школьниками домашних заданий – обязательная часть учебы. Усвоенные на уроке знания просто забудутся и сведут все усилия учителя "на нет", если после урока их не закрепить при выполнении домашней работы.

В начальной школе детям необходима ваша помощь в организации времени выполнения заданий, поскольку в этом возрасте они еще плохо умеют планировать свои дела. Самостоятельность редко формируется сама по себе.

Многие школьники могут выполнять домашние задания только в присутствии родителей или вместе с ними. Когда взрослым приходится довольно много своего времени тратить на домашние задания детей, то рано или поздно возникает вопрос: "Когда же, наконец, мой ребенок будет делать уроки сам?" Вопрос этот важен не только с точки зрения заботы о времени взрослых, но и потому, что навык самостоятельной деятельности необходим как для успешного обучения в школе, так и в жизни вообще. Следовательно, развитие самостоятельности детей – это забота об их будущем.

Когда мы говорим, что школьник умеет самостоятельно выполнять домашние задания, то речь идет о целом комплексе навыков. Это означает, что ребенок может:

- сориентироваться в объеме заданий, которые ему предстоит выполнить;

- спланировать очередность (порядок) действий: что он будет делать сначала, что потом и т.д.;

- распределить время (представить, сколько приблизительно времени займет то или иное задание);

- применить необходимые навыки и знания для выполнения той или иной задачи.

 

Существует две стратегии поведения родителей, закрепляющие несамостоятельность детей в выполнении домашних заданий:

1. Родители практически все время находятся с детьми, выполняя все задания вместе с ними.

2. Родители твердо убеждены в необходимости предоставления ребенку полной самостоятельности при подготовке домашних заданий, они лишь контролируют и оценивают конечный результат.

Самостоятельный в учебной работе школьник - мечта родителей. Вряд ли самостоятельным станет тот, кого постоянно контролирует. Но и другая крайность - когда ребенку не помогают даже в случае затруднений - результата не даст.

Главное – не упрекайте детей, которые не делают домашние задания вовремя или хорошо. Лучше попробуйте разобраться, в чём причина, поддержите и помогите организовать процесс.

На заметку родителям.

1. Готовя ребенка к самостоятельности, скажите ему: "Перед выполнением домашнего задания проветри комнату, выключи телевизор. В комнате должно быть тихо. Убери со стола все то, что не относится к школе. Приготовь, что нужно для выполнения задания (учебник, тетради и т.д.)".

2. Не превращайте выполнение ребенком домашних заданий в орудия пыток. Формируйте положительную мотивацию на выполнение домашнего задания.

3. Задание лучше выполнять в тот день, когда его задали, чтобы не забыть пройденное на уроке, в одно и то же время, оптимальным и наиболее продуктивным считается время с 16 до 18 часов.

4. Желательно все задания сделать в будни, чтобы в выходные полноценно отдохнуть.

4. Интенсивное выполнение какого-то одного урока не должно продолжаться больше, чем 30 минут, поэтому к выполнению некоторых заданий нужно возвращаться несколько раз.

5. Между выполнением разных заданий должен быть перерыв от 10 до 20 мин.

6. Не пытайтесь выполнять задания за своего ребенка, лучше пусть он вообще домашние задание не сделает, чем сделаете его вы.

7. Консультируйтесь с учителями, если видите, что ваш ребенок испытывает затруднения с подготовкой домашних заданий.

Подведём итог. Чтобы самостоятельно выполнить домашнее задание и при этом не слишком устать, следуйте этим простым правилам: введите выполнение заданий в привычку, держите рабочий стол в порядке, составьте вместе с ребёнком график и следуйте ему, а также разбивайте большие задания на части и начинайте с самых сложных. Не забывайте делать перерывы каждые 30–50 минут, поддерживать ребёнка, а не ругать его за промахи, и ищите дополнительные ресурсы, когда это необходимо.

 

Методист ОПСС

О.И. Дмитриева


Возврат к списку