Версия сайта для слабовидящих

09.08.2021

Формирование аддиктивного (зависимого) поведения у подростков.

   Именно подростковый возраст является наиболее "благоприятным" для формирования аддиктивного поведения. В этом возрасте  активно происходит формирование образа себя. И то, каким будет этот образ, во многом зависит от условий, которые подростка окружают.

   Подросток сталкивается с большими трудностями в адаптации к проблемным жизненным ситуациям: сложные социально-экономические условия, многочисленные разочарования, крушение идеалов, конфликты в семье и со сверстниками, утрата близких,  резкая смена привычных стереотипов.  Это все приводит к сильному эмоциональному напряжению, и, как следствие, он не может снять свой стресс иначе, чем прибегнуть к употреблению психоактивных веществ, либо зацикленности на каком-либо занятии, (компьютерная или интернет-зависимость,  нарушения пищевого поведения и т.д).

   Суть аддиктивного поведения заключается в том, что встречая психологический дискомфорт, человек стремится уйти от реальности, пытается искусственным путем изменить свое психическое состояние так, что создается иллюзия безопасности, восстановления равновесия.

   Аддикция прежде всего привлекательна тем, что она является путем наименьшего сопротивления. Подростку сложно в силу возраста и отсутствия опыта наладить межличностные контакты, гораздо проще взаимодействовать с неодушевленными объектами.

   Подростковый возраст сложен еще тем, что это период полового созревания, когда человек в силу гормонального фона становится очень раздражительным, настроение его неустойчиво. Подросток хочет добиться признания среди взрослых и сверстников. Ему очень важно быть принятым в компании сверстников - как следствие, возникновение аддиктивного поведения может быть обусловлено компанией и желанием соответствовать.

   Роль семьи в осуществлении социального контроля над поведением и адаптацией подростка является чрезвычайно важной. Неспособность семьи справиться с этой задачей может привести подростка в тяжелую ситуацию социальной дезадаптации, характеризующуюся различными формами нарушенного поведения.

   Воспитание в социально неблагополучных семьях часто неблагоприятно сказывается на психическом развитии детей. Нарушения в развитии детско-родительских отношений, недостаток эмпатии, приводят к расстройствам эмоциональной сферы, агрессивности, жестокости и девиантному   поведению. Пытаясь восполнить недостаток родительской любви и заботы, подросток вырабатывает модель девиантного поведения, и, как следствие, аддиктивный образ жизни. С нарушением эмоциональной стабильности могут развиться и укрепиться такие явления как повышенная тревожность, страх перед действительностью, трудность заводить межличностные отношения, дезадаптация, потеря чувства безопасности и недоверие к окружающим. Все это влияет на личность подростка и может привести к потребности изменения сознания посредством употребления психоактивных веществ.

Рекомендации:

Детей нельзя оградить от какой либо зависимости, но научить их сознательно отказываться от нее вполне возможно.

1. Детям следует показывать пример своим поведением.

2. Стоит вести профилактические беседы, однако, не слишком вдаваясь в детализацию, чтобы не вызвать повышенный интерес. Необходимо объяснять подростку, что не бывает слабых и сильных психоактивных веществ. Каждое психоактивное вещество - первый шаг в пропасть.

3.  Учитывать, что подростки прислушиваются к мнению тех, кому доверяют. Следовательно, нужно развивать доверительные отношения с подростком.

4. Полезно заинтересовывать подростков в занятиях, приносящих им удовольствие (спорт, музыка, рисование, различные активные развлечения, кружки и секции по интересам и др.).

Главная цель всех профилактических мероприятий - сформировать психологический иммунитет, то есть вызвать отрицательное отношение к зависимому поведению. 





Возврат к списку