Версия сайта для слабовидящих

12.05.2021

Рекомендации по повышению стрессоустойчивости детей

   Стрессу подвержены все люди – и дети в том числе. Некоторые стрессовые ситуации одинаково тяжелы для взрослого и ребенка: потеря близкого человека, резкая перемена условий жизни и т. п. Но есть ситуации, которые одного человека могут травмировать, а другого - оставить равнодушным. Например, тройка, полученная на экзамене. Выступление перед большой аудиторией для одного человека – огромное напряжение, негативные эмоции, другой испытывает подъем, энергетически заряжается.

   Определить признаки стрессового состояния у ребенка поможет внимательное к нему отношение. В случае такового состояния настроение ребенка часто меняется или у него преобладает устойчивое плохое  настроение. Ухудшается сон, ребенок с трудом засыпает и очень беспокойно спит. Быстро устает после нагрузки, которая совсем недавно давалась ему очень легко. Стоит обратить внимание на то, что ребенок становится беспричинно обидчив, может легко расплакаться по ничтожному поводу или, наоборот, становится слишком агрессивным. Еще проявляются признаки дискомфортного психологического состояния, он  может быть рассеян, забывчив, беспокойно непоседлив, не уверен в себе и в своих силах.

   Также состояние психологического стресса может проявляться в ненаблюдаемом ранее кривлянии и упрямстве, боязни контактов, стремлении к одиночеству. Ребенок перестает участвовать в играх сверстников, у него наблюдаются трудности в соблюдении дисциплины. Могут появиться не наблюдавшиеся ранее покашливания, дрожание рук, качание головой, передергивание плеч, игра с половыми органами, ночное и даже дневное недержание мочи.

   Некоторые дети в состоянии длительного стресса начинают терять вес, выглядят истощенными или, напротив, у них наблюдаются симптомы ожирения. О неблагополучии психоэмоционального состояния ребенка говорят такие признаки, как нарушение функций памяти, трудности воображения, слабая концентрация внимания, потеря интереса ко всему, что ранее вызывало активность.

   Все вышеперечисленные признаки могут свидетельствовать о наличии у ребенка стрессового состояния лишь в том случае, если они не наблюдались ранее. 

   Основные средства профилактики и коррекции психоэмоционального напряжения у детей

   Взрослым нужно научиться распознавать наличие у ребенка признаков эмоционального неблагополучия, постараться услышать, как ребенок сигналит о своем перенапряжении, не игнорировать неблагоприятные симптомы, ожидая, что все пройдет само собой.

   Каждый ребенок имеет определенный лимит физических и психических возможностей. Обязательно нужно изучить особенности вашего ребенка и беречь его от непосильных нагрузок, умело распределяя и грамотно совмещая их с периодами отдыха для восстановления сил.

   От стрессовых ситуаций ребенка оградить невозможно. Нужно развивать у него навыки стрессоустойчивости и оказывать ему необходимую поддержку.

   Как правило, для того, чтобы выйти из состояния стресса, ребенок старается израсходовать избыток выделившихся гормонов, которые обусловили раздражение. Одни дети для этого будут колотить игрушки или посуду, другие – кого-нибудь из окружающих, третьи – бегать, суетиться, кричать или слушать громкую музыку. Иногда дети начинают что-нибудь жевать, часто не чувствуя при этом вкуса пищи.

   В каких случаях ребенку может потребоваться профессиональная помощь:

   -если ребенок длительное время не способен полностью управлять своим поведением (он агрессивен, не контролирует свои поступки и выражения, вспыльчив, излишне обидчив, плаксив и т.д.);

   -если ребенок не проявляет  чувства (стал вялым, безразличным ко всему, потерял интерес к занятиям, которые его раньше увлекали и т.д.);

   -если ребенок потерял аппетит или у него появилась бессонница в течение длительного периода времени;

    -если у ребенка появились сильные страхи;

   -если у ребенка слишком затянулся процесс переживания острого горя, он не может вернуться к привычному течению жизни, перестроиться к произошедшим с ним изменениям.


Возврат к списку