Версия сайта для слабовидящих

08.04.2021

Рискованное поведение подростков


Почему подростки рискуют?  Ответ на данный вопрос заключается в том, что они экспериментируют, самоутверждаются и исследуют. 

Рискованное поведение всегда направлено на освоение окружающего пространства и понимание того, где его предел. Обычно высокий риск – это побочный продукт обостренной познавательной деятельности. 

Подросток экспериментирует, чтобы узнать себя лучше, попробовать разные стили жизни, показать окружению, что становится взрослым, повысить степень самостоятельности. Мозг подростка устроен таким образом, что подросток чувствует биологическую потребность рисковать. В молодости в мозге активизируются две нейронные сети. Одна из них управляет процессом познания, поощряя принимать разумные, обоснованные решения, когда взвешиваются все «за» и «против» и оцениваются возможные последствия действий, другая же регулирует социально-эмоциональное поведение. Подростки предпочитают действия с высоким уровнем эмоционального напряжения, склонны к импульсивным поступкам, включая экспериментирование с наркотиками и алкоголем, редко думают о возможных негативных последствиях своего поведения и не способны их оценить.

Факторы риска

На формирование рискованного поведения подростков влияют различные социокультурные и личностные факторы, среди которых можно выделить следующие группы:

уровень информированности

личностно-психологические факторы

семейные факторы

социокультурные факторы

Уровень информированности в большой степени определяет характер поведения подростка в ситуациях, связанных с опасными последствиями для его здоровья и благополучия. Незнание, мифы, заблуждения, отсутствие критичности по отношению к «принятым» в подростковой среде формам поведения делают подростковые поведенческие эксперименты крайне небезопасными.

К  личностно-психологическим факторам  относят низкую самооценку, частое ощущение безысходности в трудных жизненных ситуациях, незнание способов конструктивного разрешения внутренних конфликтов, отсутствие навыков обращения за помощью.

Важную роль играют семейные факторы. Низкий уровень информированности родителей о жизни собственных детей, их отстраненность, семейное неблагополучие, неумение родителей создать в семье благоприятный психологический климат – питательная среда для подростковых рисков, часто разрушительных для здоровья.

Социокультурные факторы зачастую оказываются определяющими в отношении подростков к таким формам поведения как курение, употребление алкоголя и наркотиков. Реклама табака и алкоголя, лояльное отношение общества в целом к их употреблению, наличие и популярность мифов о наркотиках могут привести подростка к вполне сознательному стремлению попробовать то, что запрещается взрослыми. 

Пол является дополнительным фактором риска. Огромное влияние на мозг подростка оказывают половые гормоны. Уровень тестостерона определяет степень решимости, лидерства, активности юноши, его самостоятельности и агрессивности. Известно, что склонность к риску – типично мужская черта. Для мальчиков характерны более высокий уровень травм, связанных с насилием, несчастными случаями и суицидами. У мальчиков всех возрастов на 10% выше, чем у девочек, риск для здоровья, связанный с поведением.

Исследования в области здоровья подростков, особенно с целью профилактики, традиционно фокусируются на конкретных видах поведения (например, курение, употребление алкоголя или нездоровое питание) и их связи с негативными последствиями для здоровья. Только в последние годы исследователи начали соглашаться с важностью изучения не только факторов риска, но и той важнейшей роли, которую конкретные защитные факторы могут играть для здоровья подростков.

Какие существуют защитные факторы? Исследователи считают, что положительное воздействие на здоровье может быть достигнуто за счет усиления именно тех факторов, которые помогают детям и подросткам избегать рискованного поведения, имеющее неблагоприятные, а порой опасные, последствия для  их здоровья и жизни.

Защитные факторы определяются как  индивидуальные или общие характеристики. В первую очередь это cемья, школа, занятия спортом, любая другая благоприятная, здоровая среда. Факторами защиты являются те, которые уменьшают последствия стрессовых жизненных событий, повышают способность человека избегать рисков или опасностей и способствуют социальной и эмоциональной компетентности для процветания во всех аспектах жизни подростка сейчас и в будущем.


Возврат к списку