Версия сайта для слабовидящих

25.07.2019

Ребенок и воровство

   Большинство детей крадут хоть что-нибудь хотя бы раз (вероятно, каждый вспомнит подобные случаи из своего детства). Когда это происходит, большинство взрослых заходят слишком далеко. В панике они часто обвиняют детей в том, что те воры или лжецы. Часто принимают экстремальные меры, бьют детей, заставляют сидеть дома или применяют другие меры наказания для того, чтобы их дети не выросли ворами. Но это только ухудшает ситуацию. Воровство ребенка не стоит рассматривать как проявление его подлости, неблагодарности, дурных наклонностей и т.д.

1. Часто дети воруют потому, что это – единственная возможность получить желаемое. Убедитесь, что ваш ребенок имеет достаточно возможностей для удовлетворения своих нужд. Вы можете обсудить с ним, как он планирует тратить свои средства (рассказать, что можно купить на эти деньги, объяснить, как полезнее их потратить, как накопить на то, что ребенку хочется иметь).

2. Некоторые психологи считают, что ребенок, лишенный материнской любви, пытается компенсировать ее недостаток с помощью краж. Кроме того, возможно, в своей прежней жизни он таким образом решал свои проблемы.

3. Иногда воровство случается потому, что деньги лежат на виду и, искушение слишком велико. Чтобы не провоцировать ребенка, не оставляйте на виду и в карманах одежды деньги, кошельки, ценные вещи. Держите деньги и ценности в укромном месте. Точно знайте, сколько денег у вас есть. Если вы подозреваете, что один из ваших детей ворует у другого, помогите этому ребенку найти коробку с замком для того, чтобы сохранить ценные для него предметы.

4. Многие дети воруют, потому что считают себя изгоями в своем коллективе. Ребенок думает, что имеет право причинить боль другим, поскольку никому нет до него дела. Поэтому важно окружить его вниманием, дать ребенку понять, что он любим. Отделяйте поступок от того, кто его совершил. Стараясь, помочь, не забывайте доказывать свою любовь к ребенку.

5. Ребенок может воровать у других детей потому, что испытывает чувство ревности. Спросите ребенка, возможно, он думает, что вы оказываете кому-то предпочтение. Выслушайте ответ на ваше предположение. Объясните, что испытывать чувство ревности – это естественно, и что вы любите его. Обсудите, чем вам дорог каждый из детей, будьте позитивны, а не критичны.

6. Зачастую дети крадут для того, чтобы сохранить за собой безопасную позицию "плохих" и безответственных. Наилучший способ борьбы с воровством в этом случае заключается в том, чтобы убедительно показать ребенку, что оно не дает ему желаемых результатов. Одновременно необходимо сделать всевозможное, чтобы ребенок перестал чувствовать себя неловко в тех случаях, когда он ощущает себя хорошим и отвечающим за себя человеком.

7. Подростки иногда воруют ради острых ощущений, чтобы утвердиться среди сверстников. Хорошо, если их поймают и украденное будет возвращено. Не кидайтесь выручать их,иначе они подумают, что непобедимы и никто их не может остановить. В этом случае усилия педагогов должны быть направлены на то, чтобы сформировать у ребенка причинно-следственные связи. Подросткам трудно прогнозировать, кчему могут привести их действия. Поэтому взрослому надо обсуждать с ребенком возможные последствия их поступков.

Чтобы разрешить проблему воровства, родитель должен определить конкретные способы действия, которые не связаны с отрицательным вниманием к ребенку и не провоцируют его еще на одну кражу. 

1. Дайте вашим детям шанс вернуть украденный предмет, сказав: "Меня не беспокоит, кто взял предмет, нужно, чтобы он был возвращен. Я верю, что в течение часа предмет будет положен на то место, где его взяли".

2. Когда вы уверены, что ваш ребенок что-то украл, не пытайтесь загнать его в ловушку, задавая вопрос: "Это ты украл?" Скажите: "Я знаю, что ты взял эту вещь. Когда я был маленьким, я однажды сделал то же самое. Я чувствовал себя напуганным и виноватым. Как ты себя чувствуешь, совершив подобное?" Продолжайте задавать вопросы спокойным тоном: "Ты когда-нибудь думал о том, как может себя чувствовать владелец магазина, когда там воруют вещи? Как ты думаешь, сколько товаров должен продать владелец магазина, чтобы иметь достаточно денег для зарплаты работникам, выплаты аренды и для своих собственных нужд? Что бы ты мог сделать, чтобы ему помочь?" Многие дети никогда не задумывались над этими вопросами, и вы можете помочь им заинтересоваться жизнью других людей. Тем более ребенку, у которого никогда не было ничего своего, трудно понять, что переживают другие люди по поводу утраченных вещей или денег.

3. Поддержите вашего ребенка в этот нелегкий период. Вместо наказания используйте сочувствие. Скажите вашему ребенку: "Я знаю, это страшно и неприятно, но мы должны это испытать, чтобы исправить ошибку и вернуть украденную вещь. Владельцы магазинов обычно очень ценят, когда дети готовы признать, что они совершили проступок и пытаются исправиться".

4. Если у ребенка появились игрушки, которые, вы знаете, принадлежат другому, просто скажите: "Я уверена, что Коля очень расстроен. Давай вернем ему его вещи, чтобы он не беспокоился". Дети с задержкой психического развития, с депривационными расстройствами застревают в "эгоцентрической" фазе, что соответствует 5-летнему возрасту. Им трудно смотреть на вещи с позиции другого, чувствовать чужую боль, осознавать, что у другого человека тоже есть свои чувства. Поэтому необходимо развивать у детей причинно-следственные связи.

5. Когда что-то украдено, сосредоточьтесь на возврате похищенного предмета или денег, а не показывайте пальцем и не называйте имена. Скажите ребенку, что украденный предмет должен быть заменен, если нет возможности вернуть его. Если это необходимо, предложите ему деньги вперед в счет карманных денег. Разработайте план выплат и вычитайте определенную сумму из его карманных денег еженедельно. Обязательно ведите учет выплат для наглядности.

Любовь и внимание, которыми вы окружите своего провинившегося ребенка, остановят воровство быстрее, чем любые карательные меры.

 


Возврат к списку