Ребенок не рождается с инструкцией в руке, родители естественным образом учат его всему, чего он по неопытности не знает. Так в каждой семье появляются правила. Они необходимы и обязательно должны быть в жизни каждого ребенка. Осваивая правила, дети учатся заботиться о себе и уважать окружающих.
Если правила исчезают, ребенок вначале радуется, а потом чувствует себя забытым и ненужным("никому до меня нет дела").
Если вы не устанавливаете правила ребенку, он сам устанавливает их для вас, и едва ли это хорошо. "Вы обязаны делать все, о чем я вам буду плакать!" – плохое правило. С другой стороны, сердитое родительское: "Что мне сейчас в голову пришло, то тебе и делать!" – ничем не лучше.
Правила в семье должны основываться на главенстве родителей и уважении к детям!
Если вы хотите, чтобы правила работали, они должны быть:
- Разумными, заботиться о всех членах семьи.
- Минимальными. Правил не должно быть слишком много!
- Едиными, согласованными между родителями. Ситуация, когда один родитель разрешает, а другой это же запрещает – не допустима. Хорошо, когда другие родственники (бабушки, дедушки и т.д.) и образовательные учреждения предъявляют к ребенку аналогичные требования, что и родители.
- Понятными. Объясните ребенку простыми словами, что вы от него требуете и для чего это нужно. Убедитесь, что он вас услышал и действительно понял.
- Твердыми. Четко и строго озвучены. Ребенок должен понимать, что это не игра.
Обучить ребенка границам дозволенного – первоочередная задача родителей. В зависимости от ситуации границы бывают разные:
1. "Плетеный забор". Достаточно лишь напоминаний, коррекции и мотивации. Родитель снова и снова обучает ребенка, чтобы помочь ему справиться с трудностями.
Пример ситуации: ребенок не хочет убирать игрушки.
2. "Резиновая стена". Ребенку заблаговременно объясняется, что в случае нарушения правила, его ждет конкретное наказание. Это может быть лишение привилегий (ограничение в использовании гаджета, отказ в развлечении), система штрафов (или бонусов для поощрения выполнения правил), тайм-аут (штрафной стульчик на несколько минут (чем младше ребенок, тем меньше длительность (2-3 мин.)).
Пример ситуации: ребенок плюется, щипает брата (сестру).
3. "Кирпичная стена". Если ребенок не может контролировать себя, родитель полностью берет ситуацию под свой контроль.
Пример ситуации: ребенок норовит выбежать на дорогу.
Необходимо давать ребенку четкую обратную связь, когда он ведет себя плохо: "Стоп! С мамой (папой, бабушкой и т.д.) так разговаривать нельзя! Это обидные грубые слова. Когда ты обидел другого человека, нужно извиниться".
Требования – неотъемлемая часть воспитательного процесса. Они определяют обязанности ребенка (уход за собой, участие в организации быта, учеба и т.д.) и запреты (нельзя выбегать на дорогу, оскорблять людей и т.д.).
Уровень требований должен быть разумным. Если его занижать ребенок вырастет инфантильным, но и завышать планку возможностей тоже не стоит, не требуйте от ребенка больше, чем он сейчас может.
Прежде чем что-то требовать от ребенка, задайте себе вопрос:
"Всё ли я сделал(а), чтобы научить ребенка правильному поведению в данной ситуации?"
Некоторые методы-помощники при обучении правилам:
· Спокойно и серьезно остановите ребенка, если он совершает недопустимые действия (словом, объятиями, удержанием и т.д.);
· Завладейте вниманием (обратитесь к ребенку по имени, возьмите за руку, установите зрительный контакт ("глаза в глаза"));
· Замотивируйте (предложите ребенку вместе заняться тем, что ему интересно, сразу после выполнения пункта из установленных правил);
· Предложите свою помощь;
· Прививайте правила в игровой форме (одевание наперегонки, мытье рук вместе с "испачканным" крокодилом и т.п.);
· Поощряйте правильное поведение ("ты помог брату найти машинку, какой ты заботливый, молодец!", "сегодня ты сама надела платье, какая ты красивая в нем, оно тебе очень идет!" и т.д.).