Версия сайта для слабовидящих

28.01.2019

Как остановить школьную травлю?

   Проблема школьной травли, или по-другому буллинга (от анг. bully– хулиган, задира), терзает сердца многих детей и их родителей. Среди последствий оказываются проблемы с успеваемостью, заниженная самооценка, повышенная агрессивность, склонность к зависимому поведению (игромания, курение и т.д.) и суицидальное поведение. Последствия буллинга распространяются на всю группу, а не только на тех, кто оказался в роли мишени. У детей, оказавшихся в роли "массовки" сильно страдает представление о себе как о "хороших людях". Подыгрывая агрессору, они стараются не чувствовать стыд и унижение, так как боятся заступиться за жертву и оказаться на ее месте. Для зачинщиков травля является развращающим опытом и в будущем у них меньше шансов на успешную самореализацию, хорошие отношения в семье, с друзьями и коллегами.

   Проблема травли возникает в детских коллективах в случае отсутствия взрослого, ответственного за психологическую атмосферу в группе. Поэтому родителям рекомендуется не решать проблему в одиночку, а обратиться за содействием к сотрудникам школы. 

1. Присвоить проблему.

   Важно понимать, что дети не выбирали быть в классе, специалисты распределяют их в группы для удобства учебного процесса. Поэтому, именно сотрудники школы отвечают за безопасную и спокойную обстановку в классах всех детей. Родителям необходимо заручиться поддержкой классного руководителя или другого специалиста, работающего с классом, который готов принять активное участие в решении возникшей атмосферы травли. 

   Помните, что любые изменения становятся возможны только тогда, когда есть тот, кто решает проблему, кто берет на себя ответственность.

 

2.Назвать явление и дать ему оценку.

   Неназванную проблему решать невозможно. Важно, чтобы специалист, принимающий участие в жизни класса, мог дать однозначную оценку происходящему. Каждый должен понимать, что когда человека намеренно доводят до слез, согласованно и систематически дразнят, когда отбирают, прячут, портят его вещи, подчеркнуто игнорируют – это называется "травля". Насилие. Каждый человек имеет право на безопасность и уважение. Насилие ниже человеческого достоинства. 

 

3.Обсуждать травлю как проблему группы.

   Травля – это болезнь группы, а не следствие чьих-то особенностей. Необходимо объяснить ребятам, что на месте жертвы может оказаться любой ученик класса, включая зачинщиков. Это делает травлю общей проблемой и позволяет снизить  напряжение между жертвами-насильниками-свидетелями. Все в одной лодке, а значит и проблему нужно решать сообща.

 

4.Активизировать моральное чувство и сформулировать выбор. 

   Результат не будет прочным, если дети просто примут к сведению формальные требования педагога. Задача – вывести их из "стайного" азарта в осознанную позицию, включить моральную оценку происходящего. Специалисту необходимо провести с детским коллективом классные часы, направленные на развитие у детей самосознания, эмпатии и навыков бесконфликтного общения. На этом этапе ценным дополнением работы с классом может быть помощь школьного психолога или другого специалиста. 

   Также в моральную оценку происходящего необходимо включить родителей детского коллектива. В рамках родительских собраний специалисту, работающему с группой,  необходимо отметить, что последствия школьной травли серьезны для всех ее участников – не только для жертв, но и для зачинщиков и свидетелей. С родителями и детьми, не признающими проблему травли, важно вести индивидуальную работу.

 

5.Сформулировать позитивные правила жизни в группе и заключить контракт. 

   Специалист, работающий с детским коллективом, должен помочь ребятам сформулировать правила жизни в группе. Например: "У нас никто не выясняет отношения кулаками. У нас не оскорбляют друг друга. У нас не смотрят спокойно, как над кем-то издеваются – это немедленно прекращают". Правила выписываются на большом листе, после чего класс голосует за каждое из них. Готовый свод правил помещается на стенде класса и каждый ставит свою подпись, что обязуется их выполнять. Если правила кто-то нарушает, ему указывают на плакат с его собственной подписью.

 

6.Поддержка позитивных изменений.

   Детский коллектив должен постоянно получать заинтересованный интерес от специалиста и родителей, участвующих в решении травли в группе. Необходимо регулярно узнавать у ребят, как идут дела, что удается в решении общей проблемы, что дается трудно, чем можно помочь. Поддержка позитивных изменений поможет ребятам сплотиться вокруг общего дела – победы над травлей.

 

7.Гармонизировать иерархию.

   Признак гармоничной групповой иерархии – отсутствие жестко закрепленных ролей "лидеров" и "массовки", лидером может стать любой в группе. Один лучше всех рисует, другой – шутит, третий – забивает голы, четвертый – придумывает игры. Чем больше разнообразной и осмысленной деятельности, тем здоровее группа.

   Специалисты и родители, заинтересованные в прекращении травли, могут организовать совместный поход детского коллектива со своими родителями на природу. Важно, наладить связь поколений, где старшие заботятся о младших, а младшие готовы довериться старшим и принять их заботу и поддержку. Как известно, наиболее агрессивными бывают те дети, которые не могут получить родительского принятия и теплоты. Вот почему специалисты школы и родители класса должны стать группой поддержки для детского коллектива и тех родителей, которые не справляются со своими эмоциональными трудностями при воспитании ребенка.    

 

   По материалам методического пособия "Травли NET" Л. Петрановской https://травлинет.рф/подготовил педагог-психолог информационно-аналитического отдела КГКУ ЦСУ Славкина О. К.


Возврат к списку