Версия сайта для слабовидящих

16.01.2019

Расставание с семьей – травмирующий опыт ребенка

   От автора: Расставание с семьей является самой тяжелой психотравмой для ребенка. Необходимо создать для ребенка, переживающего утрату семьи, модель воспитания, приближенную к семейной (в учреждении). Важно, чтобы рядом с ребенком был один-два значимых взрослых, которые помогут ему справиться с последствиями травматичного опыта. 

   Когда мы говорим о ребенке, который пережил расставание с семьей, мы в любом случае понимаем, что ребенку нанесена глубокая психологическая травма. Само определение психологической травмы вызывает ассоциации с повреждением, раной; чем-то, что проникает в нас, и затрагивает нашу личность  тотально. Травма – это то, что угрожает личности.

   Считается самым тяжелым  переживанием утраты, когда родители сталкиваются со смертью своих детей, но когда ребенок теряет своих родителей, это еще большая утрата. У взрослых есть какой-то жизненный опыт, они могут обратиться за помощью и поддержкой к близким. У ребенка ничего этого нет. Нет жизненного опыта, нет близких, кто мог бы его поддержать. Когда ребенок  оказывается в детском доме, он часто может испытывать непонимание о том, что случилось. К сожалению, очень часто у нас не принято вообще разговаривать с ребенком о том, что произошло. Вроде хорошего нечего сказать, а о плохом - лучше молчать. И ребенок начинает испытывать еще больший стресс от недостатка информации.

Что происходит в случае чрезвычайной ситуации? Например, авиакатострофа? Как реагируют службы помощи? Какую помощь оказывают людям, потерявшим близких? Как заботятся близкие о ребенке, потерявшем родителей?

   Организуется круглосуточное дежурство медиков, психологов. Рядом с ребенком постоянно находится кто-то из значимых взрослых, с которым он мог бы поговорить о случившемся, удовлетворяются все желания и потребности ребенка, как правило, ребенок в этот период не посещает детский сад, школу.

   Помещение ребенка в детский дом -  это также чрезвычайная ситуация. Важно, чтобы рядом с ним находился значимый взрослый, с кем он мог бы поговорить о произошедших событиях. 

   Травма – это значительное потрясение для головного мозга.   Сильный стресс вызывает запредельное торможение и в это время ребенок, как правило, не осознает, что происходит, так устроены наши защитные механизмы психики. Понимание приходит позже, когда другие отделы мозга становятся более подготовленными для осознания произошедшего, когда опасность миновала.

   Если мы вспомним анатомию и посмотрим, как работает головной мозг в момент переживания длительного стресса, то увидим следующее.

1-1.jpg


1.Самый древний отдел головного мозга – рептильный мозг (продолговатый). Этот отдел мозга регулирует стандартные, примитивные рефлексы (дыхание, ходьба и т.д.) В раннем возрасте – этот отдел мозга отвечает за выживание (инстинктивное поведение). Когда ребенок находится в длительной стрессовой ситуации, то этот отдел мозга начинает активно функционировать, возникает примитивная реакция на стресс: замри/беги/дерись. В этот момент происходит активная блокировка передачи импульсов в другие отделы головного мозга. Ребенок не ответит вам, почему он так делает, не потому что он вредный или он манипулирует вами, а потому что в стрессовой ситуации у него закрепились инстинктивные формы поведения. Сначала делает, а потом уже думает.

2. Лимбическая система (эмоциональный мозг) в процессе жизни учится по-разному реагировать на разные ситуации. При травме – нет тонких дифференциаций (либо все "хорошо", либо все "плохо"). При благоприятных условиях жизни у ребенка до 3-5 лет активно формируются рецепторы для выработки окситоцина (гормон радости). Человек становится чувствительным к похвале, положительные эмоции способствуют развитию эмоциональной сферы. При длительном стрессе (травме) много вырабатывается кортизола (гормоны стресса). Ребенок становится чувствительным к опасности, видит только негатив во всем и находит опасность во всем.

3. За интеллект и творческие решения у нас отвечает церебральный отдел мозга (кора) – это речь, мышление, способность к обучению и т.д. При травме все системы задерживаются в развитии.

   Например, вы налили горячий час в стакан и вам его надо донести до стола. Вы берете стакан, пока еще стенки стакана не успели нагреться от горячей воды, но на середине пути вы чувствуете, что руке горячо. Что вы будете делать? В норме – церебральный отдел головного мозга вам не позволяет отпустить горячий стакан, преобладает над инстинктивным желанием (рептильный мозг). При травме, мы помним, что преобладает функционирование именно рептильного мозга, он расценивает эту ситуацию как опасную и примитивная реакция – отпустить.

   Вывод следующий, - мозг при сильном стрессе не учится, главную роль на себе берет инстинктивная зона мозга.

 

Что же происходит в момент стресса?

2.jpg

- Иммобилизация (замирание), тело готовится к повреждениям (анестезия), человек испытывает страх, чувство беспомощности. Доступа к сознательной части нет.

- Возбуждение, появляется энергия, которая позволяет бежать, бороться. Мобилизуются все силы организма.

   В норме происходит реализация возникшего возбуждения, ребенок себя защищает, происходит какая-то позитивная история, ребенок переживает успех и наступает расслабление. При благоприятном исходе энергия выходит через дрожь в теле, слезы, после чего наступает расслабление. При травме происходит срыв естественной разрядки, для этого нужен другой человек, с которым можно поговорить, позлиться, поплакать, выпустить закапсулированное возбуждение. Если возбуждение не находит разрядки, то происходит усиленная выработка кортизола, гормон, который негативно влияет на развитие клеток головного мозга, кортизол, как кислота для мозга ребенка.

   Развитие ребенка, воспитывающегося в благополучной семье, и развитие ребенка переживающего психотравму отличается.

3.jpg


   Поэтому, общаясь с ребенком в детском доме, важно выполнять следующие рекомендации:

·В ходе наблюдения за ребенком необходимо понять зону развития ребенка.

·Разговаривать с ребенком, используя словарный запас, соответствующий его уровню развития, учитывая отставание.

·Требования должны быть соответствующие его актуальному уровню развитию

·На сексуальное переразвитие не обращаем внимание, делаем упор на развитие эмоциональной сферы (проговариваем чувства, обнимаем)

Когда ребенок воспитывается в семье, пусть даже не в самой благополучной, то у него в любом случае есть 1-2 значимых взрослых, к которым у него сформирована привязанность с рождения.

4.jpg

   Поэтому, когда ребенок переходит в учреждение, важно закрепить за ребенком одного взрослого, к которому он может обращаться по любым вопросам. Человека, с которым ему будет безопасно и комфортно, кто может с ним говорить о произошедших событиях, будет его защищать.   Рядом с ребенком должен быть взрослый, проявляющий эмпатию к нему и безусловное принятие его как личности. При отсутствии  такого взрослого (замещающего родителя) происходит фиксирование на негативных переживаниях, воспоминания вытесняются в бессознательное, на поверхность выходят защитные поведенческие реакции (примитивные), которые ребенок не может объяснить. Доверие к взрослым подрывается, мир становится опасным, ребенок укрепляется во мнении, что он плохой.  Привычная модель формирования привязанности к 1-2 значимым взрослым разрушается и мы наблюдаем следующие нарушения привязанности у детей:

·Привязанность к сверстникам – «взрослым доверять нельзя, они меня постоянно бросают, я для них плохой» (смена воспитателей), но «есть сверстники, которые меня понимают, принимают меня таким, какой я есть» (группа детей постоянная).

·Объектная привязанность – привязанность к учреждению, режиму. Часто возникает у детей, не имеющих опыта проживания в семье и одного значимого взрослого в учреждении, который бы с ним был от момента его поступления и до выпуска. В будущем такие дети не могут создать свои семьи, они ищут другие учреждения, где будут чувствовать себя в большей безопасности.

·Перемещенная привязанность – роль родителя для других. Дети "правдорубы", "за справедливость", "сам за себя". Доверия к взрослым, сверстникам нет.

·Диффузная привязанность – множество поверхностных контактов. Есть желание сблизиться, но опасно. Легче выстраивать поверхностные контакты. В будущем такие дети часто вступают в сексуальные беспорядочные половые связи.

·Амбивалентная привязанность – "люблю-ненавижу". Люблю до беспамятства и безгранично ненавижу, вплоть до насилия и жестокого обращения.


5.jpg

   Поэтому необходимо сразу же после поступления ребенка в детский дом:

·прикрепить к ребенку одного взрослого;

·выделить место (комнату) для уединения;

·внимательно относиться к потребностям ребенка и его желаниям;

·не менее 30 минут в день говорить с ребенком наедине, не отвлекаясь на другие дела;

·ограничить посещение образовательных учреждений, дать ребенку возможность привыкнуть к детскому дому.

   В условиях детского дома ВАЖНО с ребенком ГОВОРИТЬ!

   Воспитателям ВАЖНО заботиться о сохранении собственных ресурсов!

 

   Статья подготовлена Бондаревой Мариной Юрьевной, начальником отдела по подбору, подготовке и сопровождению замещающих семей, психологом. (https://www.b17.ru/article/125682/)


Возврат к списку