Версия сайта для слабовидящих

Центр семейного устройства на Радио Восток России

10.04.2023


Радио Восток России


   Этот и другой вопросы обсудили педагог-психолог КГКУ "Центр семейного устройства" Дарья Панкратова и ведущий Владимир Лозовой на Радио Восток России. 

   Следует различать сирот и социальных сирот. Дети-сироты – это дети от 0 до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель. Социальные сироты – это дети, имеющие живых родителей, которые в силу ряда причин не выполняют родительские обязанности по отношению к ним: используют насильственные методы воспитания, не удовлетворяют базовые физиологические и эмоциональные потребности. В настоящее время около 80% детей в детских домах — это социальные сироты при живых родителях. 

   Тогда какие цели и задачи стоят перед Центром семейного устройства, если говорить о профилактике социального сиротства? Наше учреждение является ресурсным Центром по методическому сопровождению   организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В рамках этого направления мы проводим семинары, методические объединения, супервизии для всех специалистов учреждений: это и воспитатели, психологи и заместители директоров. Мы нацелены на выявление лучших практик, поэтому проводим конкурс профессионального мастерства воспитателей, систематизируем опыт работы служб подбора, подготовки и сопровождения замещающих семей, служб профилактики социального сиротства и служб сопровождения выпускников детских домов, работающих на базе детских домов. Важным направлением профилактики социального сиротства является работа с детьми-сиротами, находящимися в государственных учреждениях, через развитие института замещающей семьи. В Центре семейного устройства систематически проходят курсы по подготовке замещающих семей, с целью профилактики вторичных возвратов мы сопровождаем семьи, которые уже взяли на попечение ребенка. Но это направление еще шире, чем кажется, потому что нам необходимо поддержать и выпускников детских домов, оказать им помощь в профориентации, адаптации на новом месте работы, выстраивании жизненных целей и укреплении ценностей. Так и возникло Краевое объединение выпускников детских домов, деятельность которого набирает обороты в 2023 году.

   Если говорить о типовых ситуациях, которые наиболее часто приводят к тому, что ребенок остается сиротой или социальным сиротой, то чаще всего это зависимое поведение родителей (алкоголизм, наркомания), асоциальный образ жизни, неизлечимая болезнь или психические отклонения самого родителя, ограниченные возможности здоровья или инвалидность ребенка, к которым родитель оказывается не готов. Смерть единственного законного представителя также является одной из причин. Детские дома пополняются социальными сиротами и через отказы  женщин от своих детей еще в роддоме. Часто причина такого отказа – это  ранняя или нежелательная беременность, страх воспитывать ребенка в одиночестве. Также ребенок может стать социальным сиротой вследствие нахождения родителей в местах лишения свободы или безвестного их отсутствия. 

   Особенно важно сегодня поговорить о том, как предотвратить семейные ситуации, провоцирующие социальное сиротство. Мы развиваем и поддерживаем позитивную практику семейного воспитания и сохранения семейных ценностей через фестивали, мастер-классы, тренинги, группы для родителей. Информация и запись на бесплатную консультацию осуществляется по телефону (4212) 70-46-13.

   На помощь родителю могут прийти психологи службы ранней помощи для детей от 0 до 3х лет, организованной на базе КГКУ "Хабаровский центр социальной помощи семье и детям" по телефону (4212)30-28-27. Женщины, подвергшиеся насилию в семье, также могут обратиться за помощью и поддержкой в данное учреждение. Психологи детских садов, школ, учреждений среднего профессионального образования, городские Центры: "Содружество", "Псилогия" готовы скоординировать действия родителей и оказать им помощь. Для того, чтобы дело увенчалось успехом, семье необходимо тесно сотрудничать со специалистами служб и доверять им.

   Каждый родитель может чувствовать безысходность, одиночество, иметь негативный опыт эмоционального и физического насилия, выстраивания близких и доверительных отношений со своими собственными родителями. Иногда клиенты говорят: "Меня тоже били, и что такого? И я буду так воспитывать своего ребенка". В этом месте нужно приостановиться. Если родитель задумывается над тем, что те способы воспитания, которые он использует, негативно влияют на состояние самого ребенка, качество жизни семьи в целом ухудшается, и при этом он обращается в учреждения за психолого-медико-социальной помощью, "берет" эту самую помощь, то распад семьи можно предотвратить. Ограничение и лишение прав  - это крайние меры, когда изменить ситуацию в лучшую сторону уже практически нельзя. Но специалисты служб детских домов делают невозможное: в 2022 году в кровные семьи  было возвращено 34 ребенка. И это большая, трудная работа и со взрослыми, которые практически заново учатся строить свою жизнь и быть родителями, и с детьми, которым нужно помочь переработать опыт: простить, заново научиться доверять взрослым, перестать себя винить в случившемся. 

   Чтобы предотвратить разрастание семейного кризиса, в Центре проходят курсы для укрепления детско-родительских отношений  "Мамина и папина грамота" для родителей, имеющих детей в возрасте 4-10 лет. На занятиях взрослые знакомятся с потребностями детей и возрастными особенностями; учатся регулировать собственное эмоциональное состояние, обходиться с эмоциями и поведением детей; обсуждают эффективные и неэффективные стратегии воспитания и многое другое. 

   Также в Центре семейного устройства набирается Курс "Страна безопасности" для старших дошкольников и младших школьников 6-9 лет. На занятиях ребята учатся демонстрировать уверенное поведение, обращаться к взрослым за помощью, покидать потенциально опасные ситуации, предупреждать о своих планах и намерениях взрослого, ответственного за него и многое-многое другое. Детей ждет просмотр видеороликов по теме, совместное обсуждение и проигрывание ситуаций, отработка навыков уверенного и безопасного поведения, и, конечно же, игры!


   На детском курсе "Радуга эмоций" мы помогаем детям 5-9 лет понять, где живут их чувства и как можно управлять эмоциями. На курсе ребята в игровой форме будут знакомиться с  собственными переживаниями и  со способами выражения эмоций.

   Если говорить о воспитании в современной семье, на что родителям надо акцентировать внимание, чтобы избежать вот таких серьезных проблем с ребенком,  подростком? Важно понять, что проблему проще предотвратить, вовремя обратиться к психологу,  психиатру, дефектологу, логопеду, следовать рекомендациям, не ждать, пока само пройдет (как правило, проблема не проходит, а ухудшается). Попросить о помощи – это не стыдно. Вам никто не скажет, что вы плохой родитель, но с вами обсудят ситуацию, план дальнейших действий, уделят внимание вашим чувствам и окажут поддержку, ведь все мы люди. Да, для того, чтобы что-то исправить, необходимо  вложить в этот процесс свое время, силы, эмоции. Да, иногда нам кажется, что проще накричать на ребенка, он испугается и перестанет делать что-то, что нас раздражает. Но, это не научит его вести себя по-другому. Гиперактивному ребенку с дефицитом внимания  нужна психолого-медико-педагогическая помощь, ребенку, который вас отвлекает, нужно внимание, понимание и определенные правила, которым будет следовать родитель. Каждому ребенку необходимо от взрослых терпение и знание нормативных кризисов, ведь в такие моменты поведение ребенка может резко ухудшиться, но подзатыльник не ускорит созревание отделов головного мозга, отвечающих за самоконтроль. Подросткам нужен рассудительный наставник в этой жизни, но не постоянно недовольный и ограничивающий родитель. Это естественные законы развития всех детей, и мы с вами развивались по таким же. 








Класснуть
Поделиться