22.04.2019
Аист или капуста?
Как рассказать ребенку об этом?
20 апреля участники курса для родителей подростков "Наука семейного счастья" говорили о половом воспитании, о том, когда и как говорить об этом с детьми.
Порой, половое воспитание либо отсутствует вообще в семьях, либо не выстроено так, чтобы не навредить психике подростка. Участники "Науки семейного счастья" поделились своим опытом знакомства с понятием "половое воспитание".
- В мое время была замечательная газета "Моя семья", там была вкладка про половую жизнь. Помню, что газету эту читал весь класс. Мы и при родителях ее читали. Своему сыну мы тоже положили книгу, - вспоминает Анастасия.
- В школе нам читали лекции на эту тему. Лет до 14 меня это мало интересовало. После похода всем классом в женскую консультацию в 9 классе у меня был шок, что многие одноклассницы ведут половую жизнь. Сейчас с дочкой мы за просмотром телевизора обсуждаем все эти вопросы, она делает такие выводы, которые бы я не сделала в ее годы, - рассказывает Марина.
Половое воспитание, независимо от пола ребенка, психологи не советуют пускать на самотек. Семье принадлежит главная роль в воспитании из мальчика мужчины, а из девочки – женщины. Но в тоже время – разговоры об интимной жизни – не главная часть воспитания детей. Бездумным разговором можно и навредить. Главное – научить детей настоящей любви, а это значит, воспитать уважение к себе и к другим людям.
Что касается самого разговора на тему интимных отношений, то тут нужно руководствоваться принципом "не навреди". Каждый ребенок – особенный. Для каждого возраста нужны свои объяснения. Дети должны знать, что их не аист принес и не в капусте нашли, а взяли у мамы из животика. Зачастую родители рассказывают то, о чем дети и не думали спрашивать, это пугает и смущает. В этом вопросе нужна дозированная корректная информация и ориентация на реакцию ребенка.
Если в младшем возрасте ребенку ничего не рассказывали об интимных отношениях, то в подростковом можно наткнуться на смущение, замкнутость. Специалисты ЦСУ говорят, что начинать половое воспитание нужно не тогда, когда подростку 16 лет, а раньше. В 16 – уже поздно, они сами все знают. Такие неловкие разговоры могут привести к двум последствиям. Первое – цинизм. Отношение к сексу у подростка становится как к досугу, сводится к техническому, развлекательному аспекту. Второе – морализаторство, когда родители объясняют, что интимные отношения – это плохо, запрещено, отрицая значимость сексуальной составляющей в жизни. Но, как известно, подростки не любят запреты, они их нарушают. Взрослые воспринимают интерес ребенка к сексу как некое искажение, ставят задачу подавить это проявление. Тогда подросток остается наедине со своими чувствами, не понимает, что с ними делать, обратиться он может только к сверстникам, порносайтам, эротическим журналам. Подросток лишен доверительного общения со взрослыми.
Разговаривая с ребенком на тему интимных отношений, нужно найти такие слова, чтобы они были подходящими для возраста ребенка, не принижающие, не обесценивающие эту сферу жизни.
КГКУ ЦСУ
ХКОО "Наши сердца"