Версия сайта для слабовидящих

04.10.2017

Приемный ребенок в школе: отношение учителей и одноклассников, страхи родителей

   От автора: У многих замещающих родителей возникают вопросы: почему встречается настороженное отношение к приемным детям в школьном коллективе; надо ли скрывать от классного руководителя, что ребенок приемный; что делать, если ребенок не успевает по школьным предметам и почему педагогу важно выстроить доверительные отношения с ребенком. Попробуем разобраться с этими и другими вопросами и почему так необходимо находить общий язык родителям и педагогам в решении возникающих трудностей в процессе школьной адаптации и выстраивании индивидуального подхода в воспитании ребенка. 

      Среди педагогов, родителей и детей нередко возникают мифы о детях-учениках из приемных семей. Например, что ребенок сам по себе очень хороший и добрый, он очень благодарен всем (приемным родителям, учителям), кто принимает участие в его судьбе. Или прямо противоположный образ: "С ребенком принятым в семью, что ни делай, как хорошо к нему ни относись – толку не будет", "Сколько волка не корми, он все в лес смотрит".

      В первом случае – трогательный образ "сиротки" вызывает много жалости и сострадания, но к сожалению, так не бывает, чтобы ребенок ничего хорошего не получил от жизни и в одночасье стал хорошим. Во втором - данный миф рождается от чувства страха перед чужим, не принадлежащим к семье. Также дает о себе знать недостаток правдивой информации об особенностях развития и воспитания детей, оставшихся без попечения родителей у учителей, других родителей. Срабатывает стереотип: "Чужого лучше прогнать поскорее, или самим убежать". Много снято фильмов на тему образа "несчастного сироты", где основное чувство по отношению к сироте – это жалость, отношение к существу низшему, ущербному, не равному. Возможно в далеком прошлом такие установки по отношению к чужому (не из своего рода) и были оправданы для сохранения жизни, то сейчас ничего хуже для ребенка придумать нельзя, а уж для ребенка-сироты – тем более. Ему нужны от взрослых любовь и уверенность, подобно тому, как растению нужны солнечные лучи и хорошая почва. Транслируя ребенку свою пусть даже подсознательную неприязнь, мы в ответ получим ненависть: "Каков привет, таков и ответ". 

     Еще, один из часто возникающих вопросов у приемных родителей: «Надо ли замещающим родителям скрывать от учителя, что ребенок приемный?» 

     Родителям рекомендуется еще до начала занятий познакомиться с учителем (классным руководителем), информировать педагога о том, что ребенок приемный. Это необходимо, в первую очередь, для установления доверительного контакта с учителем, во-вторых, чтобы учитель был готов к возможным трудностям адаптации ребенка к школе. Если родителям не понравился учитель, его реакция на факт приема ребенка в семью, то лучше подыскать другого педагога, который сможет быть вашим союзником, а не противником. От отношения учителя к ребенку во многом будет зависеть его адаптация в школе, отношение к нему сверстников. 

     Что делать, если приемного ребенка обижают одноклассники, присваивают ему роль "козла отпущения"? 

     В этом случае необходимо заручиться поддержкой классного руководителя, школьного психолога для прекращения данного отношения к ребенку в классе. Вплоть до подросткового возраста до 90% положение ребенка в классе зависит от того, как к нему относятся педагоги. Учителю необходимо подать сигнал ребятам, что именно у этого ребенка получается делать что-то лучше всех. Пусть он не умеет решать задачи, но зато он лучше всех в классе поет. Или просто с доски вытирает! И, самое главное, что он важен и нужен в классе. 

     Бывает и так, что приемный ребенок обижает и оскорбляет детей, не слушается педагога.

      В этом случае, справедливости ради, хотелось бы отметить, что и среди детей, воспитывающихся в кровных семьях, встречаются хулиганы. И если в классе есть ребенок, рядом с которым действительно опасно находится другим детям, то решение о его судьбе следует принимать вместе с коллегами и администрацией школы, не привлекая для этого "общественность". Не превращайте тяжелое, но необходимое административное решение в акт коллективного осуждения и акт изгнания. Отверженность и озлобленность сцеплены друг с другом, одно непременно вызывает с другое. В любом случае педагогам необходимо вовлекать в сотрудничество для решения проблем родителей, вместе разработать варианты выхода из ситуации. Обратиться в службу сопровождения замещающих семей за сторонней помощью специалистов. Иногда, немотивированная агрессия у детей бывает связана с органическими заболеваниями мозга, и может, стоит рекомендовать родителям обратиться к специалистам. Чем раньше проведено обследование и начато лечение, тем лучше результат. А бывает, что агрессия бывает вполне даже мотивированной, потому, что ребенок является изгоем в классе, тогда ребенку приходится защищаться, так как он умеет. 

     Достаточно часто замещающие родители обращаются за помощью в случае возникновения проблем со школьной успеваемостью. Что делать в этом случае?

     Если у ребенка серьезные проблемы с учебой, родители всегда испытывают стресс, особенно в нашем обществе с его отношением к академическому образованию как к главной цели воспитания детей. Приемный ребенок испытывает двойной стресс. Имеющийся травматичный прошлый опыт значительно усложняет процесс адаптации и социализации ребенка. Приемным родителям приходится ради любви к ребенку пережить разочарование, избавиться от каких-то своих иллюзий и стереотипов, измениться внутренне. Когда педагог упрекает родителей в том, что ребенок плохо учится, не выполняет учебных требований, родители испытывают боль и обиду за ребенка. Это в свою очередь может усложнить взаимоотношения в диаде "родитель-ребенок". А ведь главная задача для приемных родителей состоит в том, чтобы ребенок, возможно, заново научился доверять взрослым и миру в целом, чтобы он почувствовал себя важным и нужным людям. А на постоянных упреках и промахах успешным человек не может вырасти. Пусть ребенок не будет знать на "отлично" учебную программу, но можно обратить внимание на другие положительные качества ребенка: общительность, готовность помочь, творческое начало, трудолюбие – все, что вы заметите. Учеба – важное, но не единственное содержание жизни ребенка. Чтобы он мог выйти в жизнь, ему нужно не только освоить школьную программу, но и научиться общаться. Поэтому успех в отношениях со сверстниками для него не менее важен, чем успешная учеба. Педагогам хотелось бы пожелать больше обращать внимание на умение детей сотрудничать между собой в классе, мирно разрешать конфликты, помогать друг другу. Публично не обсуждать недостатки учеников и уж, тем более, не сравнивать учеников между собой. Польза от всего этого сомнительная, а вред для развития личности детей несомненен. Если к вам в класс пришел приемный ребенок, то самое лучшее, что вы можете для него сделать – это дать ему понять, что он важен и нужен в классе. Что возможно в некоторых случаях, как бы вам этого не хотелось, учеба для детей, переживших травматичный опыт утраты кровной семьи, не будет являться первостепенной жизненной задачей в период детства. А более важно для этих детей – заново обрести доверие к взрослым, научиться общаться со сверстниками. Учителю вполне по силам проявить понимание к трудностям приемных родителей в воспитании ребенка, оставшегося без попечения родителей, стать им соратником в решении вопросов воспитания.

Статью подготовила Бондарева Марина Юрьевна, начальник отдела по подбору, подготовке и сопровождению замещающих семей КГКУ ЦСУ

Прослушать интервью на радио "Восток России" можно по ссылке https://m.soundcloud.com/radio-vostok/v-gostyakh-u-radio-ot-050917

 


Возврат к списку