Версия сайта для слабовидящих

19.07.2017

Семья и кризис подросткового периода

Семья и кризис подросткового периода

  Семья – это важная составляющая жизни каждого человека, это первый образец общения и построения взаимоотношений с другими людьми. В подростковом периоде родители обретают особое значение для ребенка:

- родители – это источник эмоционального тепла и поддержки, они оказывают существенное влияние на становление личности и уверенности в своих силах подростка, формирование правильной самооценки и навыков преодоления кризисных состояний этого возраста;

- от родителей подросток материально и эмоционально зависим, они выступают источником для удовлетворения потребностей подростка;

- родители – это образец для подражания, в этом возрасте подростки начинают видеть и замечать линии поведения других людей, сравнивать и оценивать их с родительскими стратегиями поведения. Роль родителей как примера для подражания постепенно ослабевает, и, тем не менее, многие подростки хотят видеть своих родителей как людей, которыми бы они могли гордиться.

- родители – источник жизненного опыта. Подросток уже усвоил определенный опыт жизни своих родителей, он постоянно расширяет свой круг социальных связей, но в силу неустойчивости собственных жизненных ориентиров он еще нуждается в поддержке со стороны старших при решении сложных жизненных ситуаций.

   Каждая семья, в которой есть подросток, по-разному переживает этот сложный для ребенка возрастной период. От того, какие отношения складываются в семье, зависит и дальнейшее взаимодействие подростка с ней уже во взрослой жизни.

   Традиционно психологи выделяют три стратегии взаимодействия родителей с детьми: авторитарную, формальную и партнерскую.

   Авторитарная стратегия взаимодействия в семье предполагает, что все решения за подростка принимают его родители. При возникновении конфликтов они используют такие методы психологического воздействия в отношениях с подростком, как критика, осуждение, жесткие рамки, наказания, игнорирование интересов ребенка. При таком воспитании ущемляется главное стремление подросткового периода – желание самостоятельности. Родители и подросток эмоционально далеки, ребенок либо открыто бунтует против такой стратегии воспитания, либо замыкается в себе. У подростка формируются только механизмы внешнего контроля, основанные на страхе наказания, как только он получает возможность свободно действовать, ребенок перестает себя контролировать, ведет себя непредсказуемо, а порой и асоциально. Обычно дети, вырастая, как можно скорее стараются уехать от авторитарных родителей и не поддерживать связь с ними.

   Формальная стратегия взаимодействия предполагает обеспечение бытовых потребностей подростка, минимального контроля над его поведением с минимальным общением ребенка с родителем. Родители в основном занимаются решением повседневных проблем, отношение с ребенком строятся на основе простых договоренностей без должного эмоционального участия.

   Подростка обычно устраивают такие отношения, он уже в общении со сверстниками восполняет дефицит эмоционального тепла, а отсутствие интереса у родителей к его проблемам дает ему достаточно свободы для реализации своих интересов. В таких семьях редко бывают конфликты, так как они сглаживаются самой системой воспитания, но подростки часто чувствуют себя одиноко. Вроде бы у него все необходимое есть, но тепла все равно не хватает.

   Партнерская стратегия взаимодействия предполагает разумную дистанцию между родителем и ребенком, построение взаимодействия на основе обсуждения позиций в диалоге родителя и ребенка. Подросток понимает значимость родителей в своей жизни,





приветствует их стремление учитывать его мнение в решении проблем. Обычно общение в таких семьях строится достаточно неформально, предполагает отведение значительной роли проведению совместного досуга, наличие и соблюдение семейных традиций. Подросток перенимает образец ответственного поведения у родителей. Эмоциональная связь родителей и ребенка с наступлением подросткового периода увеличивается. Именно родители придают ребенку уверенности в его поступках. Они предоставляют подростку достаточно свободы в решении повседневных вопросов, мягко объясняя последствия тех или иных выборов. Отношения строятся на основе совместно составленных и добровольно принятых и родителем, и ребенком договоренностей.

Как правило, эти стратегии редко представлены в чистом виде, все родители так или иначе каждый раз в общении с подростком выбирают определенную модель взаимодействия. Зная особенности этих родительских стратегий, мы можем выбрать подходящий стиль построения отношений в семье.

Выбирая свой стиль взаимодействия с подростками, стоит помнить, что в этом возрастном периоде ребенок особенно нуждается в ненавязчивой родительской поддержке. Важно не терять эмоциональную связь с подростком. Он должен знать, что дома его понимают и принимают таким, какой он есть.

Наличие правил и договоренностей в семье позволяет избегать конфликтов и непонимания. Все договоренности, правила, детско-родительские ожидания проговариваются, обсуждаются и принимаются обеими сторонами.

Доверительные отношения в семье помогают подростку переносить кризисные эмоциональные состояния, трудности в общении и построении взаимоотношений. У подростка остается достаточно сил и времени для социализации, развития собственной самостоятельности и ответственности, реализации своих интересов, и не возникает желание бунтовать и бороться с родителями.

Семья – наша опора и поддержка, каждый день и мы, и наши дети вне дома сталкиваемся с различными трудностями. Наличие прочной опоры в виде понимания близких позволяет справиться и продуктивно решить многие проблемы.

Успехов в воспитании ваших подростков!

Материал подготовила Начальник ИАО по СР К.А. Поздеева 



Возврат к списку