Версия сайта для слабовидящих

25.02.2019

Кризис подросткового возраста

    Прежде, чем ребенок станем взрослым человеком, он переживает 3 основных кризиса:  

 
3 года – «Я сам», ребенок выделяет себя как отдельного субъекта в окружающем мире.
7 лет – формирование образа «социального – Я».
Подростковый кризис – формирование устойчивой системы представление о себе, как о личности «Я – концепция»

 

Проявления подросткового кризиса.

 

«Кризис независимости» 

Основные проявления.

•Негативизм 
•Упрямство 
•Грубость 
•Бунтарство 
•Стремление во всем поступать по-своему 
•Противостояние авторитетам и иконоборчество 
•Ревностное отношение к личному пространству 

 

«Кризис зависимости» 

Основные проявления:

•Чрезмерное послушание 
•Возврат к детским интересам и формам поведения 
•Зависимость от взрослых 
•Несамостоятельность 
•Инфантильность в суждениях и поступках 
•Подчинение мнению большинства 
•Стремление быть «как все» 

 

   «Кризис зависимости», как проявление кризиса подросткового возраста, куда больше устраивает большинство родителей, так как им кажется, что им удалось сохранить «правильные» и «гармоничные» отношения с подростком, то есть отношения по типу «взрослый – ребенок». Однако так ли это хорошо, как кажется на первый взгляд? 

   Одной из первостепенных психологических задач кризиса подросткового возраста является обретение самостоятельностив принятии решений, суждениях, поступках, т.е. формирование более зрелой, взрослой позиции по отношению к себе и своей жизни. Поэтому, как бы нам, взрослым, ни хотелось обратного, путь «кризиса независимости» является наиболее продуктивным, т.к. дает возможность развивающейся личности подростка принимать и адаптироваться к новообразованиям, которые несет в себе подростковый возраст. Такими новообразованиями, помимо обретения самостоятельности, являются: 

   Появление интереса к своему внутреннему миру.До 11-13 лет для ребенка первостепенную роль играет внешний мир, который он познает и с огромным интересом изучает, на который он проецирует свою фантазию, переживания и эмоции. А в процессе подросткового кризиса ребенок начинает заглядывать внутрь себя, обретая интерес к собственным переживаниям, своему положению в окружающем его мире людей и явлений, осознавать свою уникальность. 

   Бурное развитие критического мышления.Рассудочная, т.е. формальная, жесткая логика владеет умом подростка. Она требует на любой вопрос однозначного ответа и оценки: истина или ложь, да или нет. Отсюда берется не особенно жалуемая взрослыми особенность подросткового сознания - максимализм, который в сочетании с бушующими эмоциями порой заставляет подростка «навсегда» ссориться с друзьями и родителями, впадать в глубочайшее уныние в связи с «отсутствием смысла жизни», поскольку человеческие отношения и жизнь вообще настолько противоречивы и многообразны, что не укладываются в рамки формальной логики. 

   Потребность в близких отношениях и признании окружающих.Друзья для подростка зачастую становятся важнее и роднее членов семьи. Вспыхивают искры первой романтической влюбленности, порой разгорающиеся до настоящего пожара личной драмы. Именно в человек начинает учиться любить и строить близкие отношения. И именно в этот период мнение окружающих о нем приобретает колоссальное значение. 

   A теперь давайте обрисуем наиболее распространенные результаты взаимодействия физиологических и психологических изменений, происходящих в процессе кризиса подросткового возраста:

- Повышенный интерес к собственной внешности.

- Стремление к независимости и свободе.

- Группирование со сверстниками.

- Повышенный интерес к сексу и взаимоотношениям полов.

- Потребность в уединении. 

- Потребность в личном пространстве и ревностное к нему отношение. 

- Резкость и безапелляционность суждений. 

- Ранимость в сочетании с показной холодностью.

   Кризис подросткового возраста– самый сложный из всех возрастных кризисов для ребенка, т.к. именно в этот период он впервые по-настоящему глубоко заглядывает внутрь себя и оказывается способным осознавать многое из того, что с ним происходит, но далеко не всегда может понять причины происходящего. Поэтому перед вами встает непростая задача – осознавая физиологическую и психологическую суть кризиса подросткового возраста стараться поддерживать и помогать вашему ребенку на пути взросления. 

Основные потребности подростков.

1.  В самопознании.
   
   Желание познать себя. Подросткам легко понять другого, но только не себя. Потребность разобраться в себе самом порождают исповедальность в общении с ровесниками, стихи и дневники. Склонность к фантазированию. Представления о себе в будущем.
   Подростки активно ищут кого то, кто давал бы им обратную связь, почему он так сделал или сказал. Если вы принимаете ребенка таким, какой он есть, безо всяких условностей, то подросток будет обязательно делится с вами своими переживаниями, сомнениями, если же нет, то он будет искать такого человека.
   Чувство взрослости. Подросток стремится быть взрослым и
претендует на равные со взрослыми права. Новая позиция проявляется в разных сферах, чаще всего – во внешнем облике, в манерах.
   Мальчик, который недавно легко двигался, начинает ходить вразвалку, опустив руки глубоко в карманы, и поминутно сплевывая. Девочка начинает ревностно сравнивать свою одежду и прическу с образцами, которые она видит на улице и обложках журналов, выплескивая на маму эмоции по поводу имеющихся расхождений.
Подражание по линии развлечений, отношений с противоположным полом. Независимо от содержания этих отношений копируется «взрослая» форма: свидания, записки, дискотеки, поездки за город и т.д.
   Хотя претензии на взрослость бывают неуклюжими и нелепыми, но все же ребенку полезно пройти через такую школу новых отношений, научиться брать на себя разнообразные роли.
   Встречаются и благоприятные проявления взрослости  как для близких, так и для личностного развития самого подростка. Это забота  о семье, участие в решении ежедневных бытовых проблем, помощь младшему брату, уставшей маме, или больной бабушке.
   Формирование «Я». Важно знать какой идеальный образ себе
представляет подросток (человека, на которого он хочет быть похож), часто бывает собирательный образ, в котором сочетаются черты разных людей, кумиров, героев. Если же «Я-реальное» и «Я-идеальное» находится в большом разрыве, то ребенок неуверен в себе, что внешне может выражаться в обидчивости, упрямстве, агрессивности, или пассивности.
   Когда же идеальный образ представляется достижимым, он побуждает к самовоспитанию. Подросток не только мечтает о том, каким он будет в ближайшем будущем, но и стремится развить в себе желательные качества.

  2.   В общении со сверстниками.
   Дружба, откладывает отпечаток и на учение, и на неучебные занятия, и на отношения с родителями. Вспомните фильм «Доживем до понедельника», как один мальчик сказал «Счастье – это когда тебя понимают».
   Группирование.У подростков существует своеобразный моральный «кодекс», неписанный свод правил, определяющий четки стиль поведения в дружеских отношениях со сверстниками. «Три мушкетера» - «один за всех и все за одного».
Влюбленность, романтические отношения.Влюбленность – это проявление потребности в общении и чувства взрослости, а не сексуальной потребности, пробуждающейся в связи с половым созреванием. Легкие влюбленности переживают почти все подростки. Если в одном классе образовалась пара, начинается «эпидемия».

3.   В самостоятельности и независимость от взрослых.
   Влияние родителей уже ограниченно – им не охватываются все сферы жизни ребенка, как это было в младшем школьном возрасте, но его значение все еще трудно переоценить мнение сверстников  более значимо в вопросах моды, дружеских отношений с мальчиками и девочками и т.п., но ценностные ориентации, понимание социальных проблем, нравственные оценки событий их поступков зависят в первую очередь от позиции родителей. 
   Нуждаясь в родителях, в их любви и заботе, в их мнении, подросток в то же время испытывает сильное желание быть самостоятельным, равным с ними в правах. То как сложатся отношения в этот трудных для обеих сторон период, во многом зависит от стиля воспитания, сложившегося в семье, и возможностей родителей перестроиться, принять чувство взрослости своего ребенка. 
   Основные сложности возникают из-за родительского контроля за поведением,  учебой, выбором друзей и т.д. Здесь надо четко определить границы своего контроля. Какую часть контроля за своими действиями, поступками можно переложить на ребенка, а какую часть осуществляете вы. Например, утренний туалет, или сбор школьной сумки. Помимо контроля, в семейных отношениях важны ожидания родителей, забота о ребенке, последовательность или непоследовательность требований, ему предъявляемых, и конечно, эмоциональная основа этих отношений – любовь, принятие ребенка или его непринятие. 
   Принятие ребенка таким, какой он есть со всеми его индивидуальными особенностями, связано с безусловной любовью к нему. Если ребенка любят он это знает и чувствует постоянно даже  в сложных для него ситуациях, когда его наказывают за какой-то проступок.
   Но если любовь обусловленная, т.е. ребенка принимают только тогда, когда его поведение отвечает требованиям родителей, когда он послушен, то в моменты, когда он не соответствует ожиданиям родителей, он чувствует отчуждение. Дети, лишенные веры в постоянную и искреннюю любовь, становятся неуверенными в себе, приобретают другие негативные качества личности.

  4.   Потребность в самовыражении.
   Для подростков характерны бурные, непродолжительные, сменяющие друг друга увлечения. Считается, что подростковый возраст без увлечений подобен детству без игр. Ребенок сам выбирает себе занятие по душе, тем самым удовлетворяя потребность в самостоятельности.
   Если он чувствует себя успешным в своем увлечении (спорт, коллекционирование, кружки, студии и т.д), то это поднимает его в своих глазах, повышается самооценка, что благоприятно влияет на формирования положительного образа «Я». Если подросток ничем не увлекается, его привлекает сидение у телевизора, компьютера, бесцельное хождение по улицам, то это чревато возникновением острых подростковых проблем – зависимость от азартных игр, алкоголизация, наркомания, поэтому у подростка должно быть увлечение.


Возврат к списку