Версия сайта для слабовидящих

15.12.2018

"Буллинг" в школе

   Каждый человек является личностью и каждый человек достоин уважительного отношения к себе. Уважение к себе начинается с достойного отношения окружающих к человеку. Самоуважение, как неотъемлемая черта личности, зарождается с самых юных лет, поэтому очень важно, чтобы дети и подростки росли и развивались в доброжелательной атмосфере, атмосфере уважения. 

   Большую роль при формировании самоуважения, самооценки играет не только семья, но и окружающие сверстники. Особенно мнение сверстников, становится очень важным в подростковый период, когда ведущей формой деятельности становится общение. Гармоничные отношения с ровесниками очень сильно влияют на статус ребенка в коллективе. Но реальность порой бывает, далека от идеала. 

   Проблемные отношения среди учащихся - травля или буллинг (от англ. "bully" - травля, задирание, дедовщина, одним словам агрессия одних детей против других, когда имеют место неравенство сил агрессора и жертвы) распространены во многих странах. 

   С чем же связано? Это связано с тем, что школа собирает незрелых личностей - детей и подростков, которые еще не в полной мере усвоили идеи уважительного и толерантного отношения к окружающим, поэтому в школе были и будут проблемы насилия. Буллинг, как явление, разнообразен -  это не только физическая агрессия, но и психологическая, кстати, психологическая агрессия встречается чаще всего. Вероятно, это связано с тем, что открытая физическая агрессия очень скоро будет остановлена взрослыми - педагогами и родителями, а психологические притеснения могут долгое время быть не замечены взрослыми. 

   Важно понимать, что зачинщиками травли является не весь класс, а ограниченное количество учеников, все остальные, кто участвуют в насмешках, становятся последователями буллеров по большей части оттого, что дети-последователи сами боятся оказаться в роли жертвы, свою роль играет и так называемое "стадное чувство": "Все пошли, и я пошел, все толкали и я толкнул". При этом последователи и сам лидер травли порой даже не догадываются, насколько огорчен, растерян и подавлен ребенок, над которым издеваются, ребенок-последователь просто участвует в общем веселье. 

   Многие, издеваясь над другими, используют это как своего рода способ самоутверждения. Для кого-то из последователей, возможно, важно получить расположение лидера-буллера. Инициаторами травли однозначно выступают дети с нарциссическими чертами характера, общеизвестно, что "основная особенность нарцисса - стремление к власти, самоутверждению за счет других". Быть "крутым", иметь авторитет среди сверстников, как человека, которому никто ничего не может сделать. И такое поведение, направленное на утверждение своей власти над кем-то или чем-то, становится все более распространенным. Сотни учителей подтверждают этот факт. 

   Властолюбивые ученики делятся на активных и пассивных властолюбцев. Первые постоянно задевают не только одноклассников, но и учителя. Они снова и снова бросают ему вызов. С помощью слов и действий они как бы его атакуют. Пассивные властолюбцы корректно ведут себя с учителями, но самоутверждаются на сверстниках или младших ребятах. Поэтому иногда, когда ребенок-жертва травли пытается найти помощи у взрослых, сообщает об издевательствах со стороны пассивных властолюбцев взрослые приходят в недоумение, так как не замечали ранее такого поведения. 

   Очень часто такие издеватели говорят взрослому, что ребенок-жертва сам пристает и тут с подачи взрослых начинаются издевательства.  Жертвами буллинга, как правило, но не всегда, становятся дети чувствительные и не способные постоять за себя. В роли жертвы может оказаться практически любой. Это может быть и физически сильный ребенок, и ребенок, который хорошо учится и нравится учителям. Критерий может быть почти любой, достаточно наклеить ярлык. Это не те дети, которым не свойственно агрессивное поведение, как часто думают, а дети, которые лишены настойчивости, не умеют демонстрировать уверенность и отстаивать ее. Самая вероятная жертва - ученик, который старается сделать вид, что его не задевает оскорбление или жестокая шутка, но лицо выдает его (оно краснеет или становится очень напряженным, на глазах могут появиться слезы). Дети, которые не могут спрятать своей незащищенности, могут спровоцировать повторение инцидента со стороны агрессора. Это связано с проблемой различия жизнестойкости жертвы и буллера. 

   Буллинг, как негативное явление в школе, приводит к тому, что жертва теряет уверенность в себе. Также это явление может приводить к разной тяжести психическим отклонениям, а также психосоматическим заболеваниям, и может явиться причиной самоубийства. 

   Буллинг - это разрушительное поведение более "сильных", направленное на более "слабых". Буллинг не бывает справедливым, так как "сильный" получает "удовольствие" от нанесённого ущерба (материального и морального) "слабому". 

   Борьба над буллингом должна в себя включать желание всего педагогического коллектива и родителей прекратить издевательства. Важно, чтобы именно все этого хотели, так как один педагог или родитель не может прекратить систему издевательств. Используя определенные алгоритмы работы с данной проблемой в школе, можно уменьшить степень распространения этого отрицательного явления в школе. 

   Но действовать нужно безотлагательно, и начать следует вот с чего:

   Первое. Нужно усвоить для себя, что травля - это травля, и ответствен за неё не ребёнок, каким бы "нестандартным" он ни был.

   Второе. Объяснить это ребёнку. Он должен знать, что его вины в том, что он стал жертвой буллинга, нет. Проблема, вероятно, есть, но вины - нет и быть не может.

   Третье. Объясните это учителю. Если тот не понимает - директору. Если и тот глух к проблеме, обращайтесь в более высокие инстанции, обращайтесь к общественности. Имея под рукой интернет, сделать так, чтобы к вашей "частной" проблеме отнеслись с вниманием, вполне возможно. Но начальство и суд общественности это крайняя мера. Лучше постараться найти взаимопонимание с педагогами и родителями, который в силу ряда причин, не признают (или не хотят признавать) проблему в её истинном свете.

   Четвёртое. Объясните это классу (лучше - через педагогов). Часто сами обидчики, особенно младшего возраста, не ведают, что творят. Взрослый должен сказать им, что это не дразнилки, не игра. То, чем они занимаются - травля, гадкое, недопустимое поведение. Вот только "давить на жалость" при этом ни в коем случае нельзя. Вопрос должен ставиться не в форме "Представляете, как ему плохо?", а только: "Как вам было бы на его месте? Что чувствовали бы вы?".

   Не менее важно грамотно построить разговоры с детьми, пострадавшими от насилия. Нужно вести просветительскую работу с родителями и педагогами о проблемах булллинга и его последствиях. Для решения подобных проблем, можно разработать "Комитет по предотвращению буллинга", данная школьная организация может быть эффективным средством в противостоянии насилию в школе. Причем в этот комитет должны входить не только взрослые-педагоги и родители, но и учащиеся школы, так как учащиеся - члены такого комитета обладают более полной информацией о данном явлении. Со временем они приобретают навыки помощи жертвам насилия. Кроме того, у них появляется возможность эффективного решения своих личных проблем, связанных с этим аспектом школьной жизни. Школьники, которые состоят в таких комитетах, часто своими действиями, посредническими  и авторитетными навыками, могут реально изменить в лучшую сторону ситуацию в школе. 

   Если проявления буллинга не будут своевременно пресечены, то они становятся всё более опасными. Реакция школьного сообщества на случаи насилия - важный аспект в решении этой проблемы. В этих условиях жизненно необходимой становится деятельность по профилактике школьного буллинга. 

   Необходимо проводить классные часы, основными идеями которых будут темы об уважительном и толерантном отношении к окружающим людям. Социально-психологическая служба должна проводить с классами тренинги на сплочение классного коллектива, развития терпимости, развития эмпатийного мышления по отношению к окружающим, чтобы растущее поколение могло понимать, что чувствует ровесник в той или иной ситуации. 

   Проблему школьного буллинга очень сложно искоренить из школы сиюминутно, но если вплотную и серьезно заняться этой проблемой всем участникам учебного процесса (учителям, родителям, учащимся), то высока вероятность того, что возможно избежать многих конфликтов, вероятнее всего, многие ученики смогут нормально существовать в школьном сообществе.


Возврат к списку