Версия сайта для слабовидящих

22.07.2018

Аффект тормозит интеллект. Как сделать процесс обучения приятным для ребенка?

   Многим знакома такая картина: разгоряченные родители с упорством пытаются что-то втолковать растерянному ребенку, а он при этом не выражает никаких признаков понимания. Более того, с каждым родительским усилием ребенок как будто становится все менее и менее сообразительным, цепенеет и заливается слезами. Взрослые начинают раздражаться еще больше: "Я же тебе объясняла, дважды два – четыре! Ты же уже знаешь таблицу умножения?!". Проявление детского непонимания и слезы воспринимаются многими родителями и педагогами как способ манипуляции… В результате чего сугубо учебная проблема "нерешенного примера" разрастается до масштаба оценки всей личности ребенка и его характера. "Вечно у тебя все ни как у людей!". "И кто из тебя вырастет! Дворником хочешь пойти работать?” “Так бы ты математикой занимался, как в смартфоне играешь!" "Только зря время на тебя свое трачу…". Эти и подобные им фразы еще больше усиливают детский стресс, из-за чего понимание объясняемого материала становится практически невозможным.

   В психологии принято говорить: "аффект тормозит интеллект". Дело в том, что когда мозг находится в ситуации стресса, все ресурсы организма направляются на выживание – сражайся, беги или прячься. Поэтому то, что может внешне казаться как оцепенение или капризы, в действительности является защитной реакцией ребенка на враждебную для него ситуацию. В такие моменты ребенок не просто не способен решить новые для себя задачи или усвоить правила, но и забывает даже то, что хорошо знал до этого.

   Повторяясь, подобные стрессы могут привести к невротическим реакциям в виде навязчивых действий и ритуалов, к психосоматическим заболеваниям, к заниженной самооценке и отказу от любых достижений, которые могут быть оценены.

   Вот несколько рекомендаций для родителей, которые помогут позаботиться не столько об успеваемости ребенка, сколько о его психологическом здоровье и благополучии в будущем.

1. Установите доброжелательный контакт с ребенком, отложите на время свои требования высоких оценок и правильно выполненных заданий. Оценку и знания, в конечном итоге, можно улучшить, а вот эмоциональные травмы и потеря доверия в отношениях со значимым взрослым остаются с ребенком на всю его жизнь.

2. Попробуйте разобраться с причиной затруднений, которые испытывает ребенок в учебе. Это могут быть:

·      эмоциональные трудности (страх критики и осуждения, проблемные взаимоотношения с педагогами и одноклассниками, неблагоприятный эмоциональный климат в семье),

·      проблемы мотивационной сферы (нет понимания какого-либо процесса или действия, отсутствие необходимых умений и навыков, недостаток веры в себя), 

·      особенности развития некоторых познавательных функций (задержка речи, синдром дефицита внимания с гиперактивностью, сложности с выражением мыслей вслух).

На многие вопросы поможет ответить доверительная беседа с ребенком и его ближайшим окружением (педагоги, воспитатели и др.).

3. Старайтесь делать процесс изучения нового более радостным и приятным для ребенка. Поддерживайте его стремление изучать интересные факты, проявляйте доброжелательный интерес к его увлечениям и открытиям. Это укрепит доверие между Вами и станет своеобразным мостиком к тому, чтобы находить интересное даже в нелюбимых уроках и заданиях.

4. Помогите ребенку правильно организовать время для труда и отдыха. Пусть время для выполнения самого нелюбимого предмета будет разделено на интервалы, после которых ребенок сможет попить с Вами чай или поиграть в свою любимую игру.

5. Старайтесь замечать даже самые маленькие успехи, которые делает ребенок в трудном для себя деле. Не стоит сравнивать его с кем-то из других ребят или даже взрослых, если только речь не идет о сравнении как поддержке и утешении: "Я в детстве тоже не очень понимала математику, но потом ее полюбила". Помогите ему увидеть собственный прогресс и научите  гордиться даже маленькими достижениями: "Раньше у тебя не получалось решать примеры с дробями, а теперь ты сам можешь объяснить кому угодно, как это делается".

6. Лучшими помощниками в объяснении нового материала являются игра и метафора. Именно на них построены все задачки для младшеклассников и мультфильмы о нерадивых учениках ("В стране невыученных уроков" (1969 г.), "Остров ошибок" (1955 г.), "Буревесник" (2005 г.)). Старайтесь задействовать разные каналы восприятия ребенка при объяснении материала. Многим информация становится понятна только при "опредмечивании" и одушевлении каких-то понятий. Так, например, неаккуратный почерк может быть скорректирован метафорой, где каждая буква подобна живому существу и нуждается в особой заботе. Тогда можно сказать: "Чем красивее и ровнее мы будем писать, тем счастливее и радостнее живут буквы в наших тетрадках".

7. Не бойтесь обратиться за профессиональной помощью. Наиболее точную диагностику о состоянии ребенка могут дать соответствующие специалисты: детский психолог, дефектолог или невролог. Правильно установленная причина неуспеваемости поможет принять необходимые меры и сэкономить родительские силы на бесполезных усилиях.

   И самое главное – не забывайте, что процесс учебы – это только часть жизни. Но от того, с каким опытом отношения к знаниям (и самому себе) ребенок выйдет во взрослую жизнь, зависит порой и само качество его жизни.

 

   Материал подготовила педагог-психолог информационно-аналитического отдела ЦСУ Славкина О. К.


Возврат к списку