10.02.2020
Седьмой поток родителей подростков проходит курс "Наука семейного счастья". В течение восьми занятий участники делятся историями, лайфхаками воспитания, поддерживают друг друга, а главное – учатся слышать и слушать. На прошедшем занятии участники разбирали традиционные методы воздействия на подростков и их альтернативы.
Если вспомнить, как часто мы принуждаем детей что-либо делать? Практически, каждый день: "Вынеси мусор. Вернись домой к восьми. Иди учиться на юридический". Масштаб родительских приказов может быть разным, как и последствия. Обычно, родитель не ищет причины, почему ребенок не делает то или иное. Просто заставляет.
- Его несогласие – это простая лень! Как тут не принуждать?
– не соглашаются родители.
- Необходимо твердо обозначить свою позицию. Сказать:
"Да, я тебя понимаю, но я буду поздно и не успею приготовить ужин,
если ты не вымоешь посуду. Мне необходима твоя помощь"
– советуют психологи.
Постоянно раздавая указания, родители лишают детей возможностей осознавать собственные потребности, не дают сформироваться взглядам ребенка. Так вырастают инфантильные личности, ведомые. Другой вариант жизненного пути человека, за которого в детстве все решали родители: он продолжает борьбу – в семье, на работе, в обществе – с кем угодно. Сложности при "воспитании" методом постоянных указаний проявляются в подростковый период и оказывают влияние на всю дальнейшую жизнь.
Родителям стоит искать иные пути и просить детей о чем-то по-другому. Именно просить. Психологи говорят о важности и необходимости принятия детских чувств и интересов. С детьми можно и нужно договариваться.
Принуждение – распространенный метод воздействия на детей. Но далеко не единственный.
"Тебе не стыдно?!", - любят прилюдно восклицать родители. Это излюбленная манипуляция. Причем стыдно, как правило, именно взрослым, а подобные обращения к ребенку просто маскируют их собственный стыд. Взрослые действуют не из интересов ребенка, а совершенно эгоистично – ради сохранения "лица" в глазах окружающих.
Психологи советуют говорить о "плохих поступках" ребенка только с глазу на глаз и обязательно делиться своими чувствами: "Я расстраиваюсь, когда ты так делаешь…". Важно помнить: плохим может быть поступок, но не ребенок.
- Однажды школьная комиссия пригрозила ребенку,
что его заберут в детский дом, если он будет
продолжать себя так вести.
А недавно я сообщила, что хожу на курсы для родителей.
Сын спросил: "Чтобы меня в детдом не забрали?"
– улыбается участница Ольга.
Для ребенка важно чувствовать, что дома безопасно.
Устыжение – не последний травматичный метод, куда хуже воздействуют: игнорирование, угрозы, оскорбления и унижения.
Все эти методы могут стать причинами заниженной самооценки, неумения отстаивать свою позицию, депрессии… И это лишь малая часть огромного списка.
Для подростков, которых унижают дома, сверстники и друзья становятся важнее. При этом родитель, ожидавший уважения и почитания, получает в ответ лишь грубость. Такие дети склонны к самоунижению, или же к проявляют жестокость по отношению к другим.
Психологи говорят, что прежде, чем выплескивать на ребенка эмоции, нужно узнать почему он поступил так или иначе? У каждого поступка есть причина. И, возможно, она кроется именно в родителе.
КГКУ ЦСУ