Версия сайта для слабовидящих

Родительская власть или беспомощность? Участники "Науки" нашли альтернативы наказаниям

06.10.2018

Родительская власть или беспомощность?

Участники "Науки" нашли альтернативы наказаниям 

   6 октября в Краевом центре образования прошло занятие курса "Наука семейного счастья". В этот раз мы поговорили с родителями о традиционных методах воздействия на детей и их альтернативах.

   Ежедневно родители принуждают детей что-либо делать: в быту, а зачастую и в жизни. Это же дети, а у нас, взрослых, несомненно, больше опыта и знаний. Родители прямым текстом и говорят: "У тебя ума еще нет, а я знаю". Ребенок, конечно, может смириться, но так и останется ведомым. Чуть позже заботливая мать льет слезы: сын не имеет своего мнения, попал в дурную компанию! Другой сценарий – ребенок может взбунтоваться и, конечно, столкнется с агрессивной реакцией родителя, истерика убивает в ребенке волю и закладывает привычку страдать и терпеть, вызывает у ребенка психосоматические заболевания, - объясняют ведущие. Вы догадываетесь, где корень проблемы? В задавленном мнении, в принуждающих действиях родителей – в вас.

   Помимо «принуждения» участникам напомнили и о других методах воздействия, которые используются родителями: ограничивание, устыжение, критику, игнорирование, указание, ругательства, угрозы, унижение, наказание. Последствия всех этих мер намного глубже, чем мы представляем. Как часто мамы любят говорить: "Как тебе не стыдно?". И даже такая фраза может травмировать. Ребенок услышит в ней лишь то, что он плохой, у него блокируются способности творить, думать. Ребенок так и не станет лучшим в школе, в вузе, да и в жизни тоже. Родителям нужно обсуждать поступки ребенка с ним наедине, не стыдить при посторонних. Стоит напоминать ребенку, что его любят, несмотря на то, что он сделал что-то не очень хорошее.

   Участники делились, что наказывая детей, мы кричим: "Сил уже никаких нет!".

   Действительно, мы просто проявляем беспомощность, и даже это проговариваем. Когда родитель срывается, потому что "устал, работа, начальник зверь", ребенок не виноват. И он чувствует несправедливость за те родительские эмоции, которые ему не предназначены. Из таких, обиженных детей, вырастают люди, склонные к насилию.

- Когда родитель кричит, ребенок закрывается и все равно не слушает, - рассказывает участникам Анна Сергеевна Тихонова, педагог-психолог Центра семейного устройства, - Нужно договариваться о границах дозволенного. Стоит выяснить потребность, стоящую за поступком. Почему ребенок поступил именно так?

   А вы помните родительские угрозы: "Не будешь слушаться, отдам тебя в детский дом!"? Специалист ЦСУ Елена Алексеевна Вахонина объясняет родителям, что частые угрозы зарождают в детской душе страх быть покинутым. Угрожая, родитель хочет сделать ребенка послушным, но он лишь растет закомплексованным. Важно, учить детей не обесценивать себя.

   На встрече затронули тему об излишней похвале – это тоже не очень хорошо может отразиться на ребенке. Важно помнить, что похвала – это положительная, но все же оценка. Положительная, но все же оценка! Родителям нужно знать меру, иначе ребенок будет "работать на публику" ради чрезмерной похвалы. Учить детей самостоятельно оценивать свою деятельность, советуют специалисты Центра.

- Я думала, что у ребенка ревность и эгоизм из-за того, что появился второй ребенок, но нет, это я веду себя не так. Все от нас зависит. Я не думала, что моему сыну так страшно… - участница Татьяна сдерживала слезы - Я поняла, что вообще неправильно себя веду. В каждом методе воздействия я вижу себя. Однозначно буду применять альтернативные способы.

   Ребенок – это человек. Он маленький, неопытный, но не ниже взрослого по рангу. Дети заслуживают уважения, извинений и признаний в ошибках. Детско-родительские отношения хорошо отражает народная пословица: что посеешь, то и пожнешь. Чтобы не происходило, главный ключ ко всем проблемам – любовь. Детям важно ее чувствовать.

 

КГКУ ЦСУ


Класснуть
Поделиться